English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

О "новой культурной достопримечательности" столицы - в Москве состоялась премьера классического мюзикла "Норд-Ост"
Источник: РИА "Новости"
Дата: 20 Октября 2001

БЛОКНОТ РЕПОРТЕРА

МОСКВА, 20 октября. /Корр. РИА "Новости" Лев Аксенов/. Спектакли-"старожилы" - не редкость на московской сцене. И не подсчитать, сколько поколений зрителей подпадали под очарование "Принцессы Турандот" в Театре имени Вахтангова или следили за похождениями забавного толстячка Карлсона и его друга Малыша, переживали за героев "Дней Турбиных" и романтикой "Юноны".

Однако "новичок" столичного театра выделяется даже на фоне этих культовых постановок: в пятницу в Москве состоялась премьера первого отечественного стационарного классического мюзикла "Норд-Ост". Его авторы - Георгий Васильев и Алексей Иващенко планируют, что их "детище" будет идти ежедневно на протяжении нескольких лет.

Поклонники авторской песни знают и любят Васильева и Иващенко как дуэт "Иваси". Десятки их песен вошли в "золотой фонд" жанра. Диапазон творчества этих бардов широк, он включает и философские раздумья о смысле жизни, и баллады-признания в любви, и остро сатирические мини-сценки. Для дуэта "поющих поэтов" характерна и самоирония - атрибут подлинно талантливых людей.

"Мы хотели, чтобы в России появился классический мюзикл мирового класса, созданный на отечественном материале, поэтому и обратились к знаменитому роману Каверина "Два капитана", - рассказал накануне премьеры Георгий Васильев корреспонденту РИА "Новости". - Нам очень повезло: это уникальный сюжет, которому позавидовали бы любые либреттисты на Западе. Он идеально соответствует требованиям, предъявляемым классическому мюзиклу - в нем есть и героическое, и лирическое".

Конечно, невозможно "вписать" в пару часов спектакля все события широкомасштабного романа, охватывающего 30 лет. Упор сделан на лирико-героической теме. Знакомая всем со школьных лет история любви Сани и Кати стала "фоном" рассказа об осуществлении мечты юноши, который с годами становится отважным летчиком: восстановлении правды о судьбе полярной экспедиции капитана Татаринова. Остальные сюжетные линии "спрямлены", от многих персонажей пришлось отказаться, чего требуют законы жанра.

В плане чисто музыкальном Васильев и Иващенко показали себя людьми безупречного художественного вкуса, великолепными мелодистами. Многие темы "Норд-Оста", судя по всему, шагнут и в "самостоятельную" жизнь, настолько они запоминаемы и образны.

Описывая события нескольких десятилетий, авторы сознательно прибегали к стилизации музыки - от классической рубежа 19-20-го веков через танго, затем джаз "утесовского" стиля до "плотного" рока. К несомненным удачам следует отнести такие эпизоды, как дуэт Марии Васильевны и Ивана Павловича, искрометно-веселую встречу Нового года, уморительно-смешную сцену на базаре. "Берет за душу" и предсмертную арию вдовы капитана Татаринова.

Сложность и размах поставленной авторами перед самими собой /и коллегами по проекту/ проблемы - ежедневный показ в течение длительного периода времени потребовала огромной работы по формированию творческого ансамбля. Васильев и Иващенко пошли по пути контрактного коллектива. Был проведен строжайший отбор молодых артистов. При этом высокие требования предъявлялись не только к художественным талантам, но и к физической подготовке. Мюзикл подразумевает "синтетических" исполнителей, которые должны в равной мере профессионально и петь, и произносить "обычный текст", и танцевать.

Интересно решен вопрос с "взрослением" главных персонажей. Так, Саню и Катю играют по три человека - двое детей и взрослый. Оригинальна режиссерская находка - "эстафету" исполнители разных поколений передают друг другу непосредственно на сцене.

Масштабность проекта в полной мере проявилась и в деловой стороне. Один из "Ивасей", Георгий Васильев - хорошо известный в российском бизнесе человек. Он был президентом Московской товарной биржи, возглавлял Совет директоров компании "Вымпелком" /"Би Лайн"/, а ныне является президентом концерна "Гудвин", производящего радиотелефоны. Весомую поддержку проекту "Норд-Ост" оказали власти Москвы. В своем распоряжении Юрий Лужков пояснял, что это сделано "в целях поддержки нового направления в театральной культуре и создания новой культурной достопримечательности Москвы - стационарного классического мюзикла". Глава правительства столицы принял также во внимание "патриотическую направленность мюзикла "Норд-Ост", его гражданский пафос, демократизм и оптимизм, востребованные в настоящее время людьми всех поколений и различных социальных слоев населения". Для оказания поддержки в реализации проекта "Норд-Ост" был создан Оргкомитет, который возглавила первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. В качестве площадки для постановки был определен Дворец культуры ОАО "Московский подшипник", который пережил фактически "второе" рождение.

Огромная работа была проведена и по технической подготовке самой постановки. Так, задолго до премьеры москвичи и гости столицы узнали благодаря профессионально и грамотно развернутой рекламной кампании, что по ходу действия на сцену каждый вечер "садится самолет-бомбардировщик в натуральную величину". И хотя о появлении самолета все знали заранее, сам этот момент был столь эффектным, что зал разразился аплодисментами. Оригинально решен и вопрос с декорациями. Они созданы в подчеркнуто строгом, схематическом стиле, удачно использованы пять огромных мобильных полос, которые формируют сценическое пространство, становясь то мостками, то крышей, то белоснежным арктическим фоном.

Хотя "Норд-Ост" только-только появился на свет, он уже имеет недоброжелателей. Один из них, нередко появляющийся на экранах ТВ, с кислой миной процедил сквозь зубы: "Не Бродвей!" Только забыл, что сам-то он отнюдь не похож на "стопроцентного" янки. В день премьеры прозвучали ехидные слова насчет "местечкового синдрома": мол, авторы стремились создать нечто "наше", чтобы "было не хуже, чем там", хотя "настоящим" мюзикл может считаться, "пройдя" через Бродвей. Следуя подобной логике, меломанам пришлось бы довольствоваться одним оперным театром - Миланской "Ла Скала".

"Иваси" - люди творческого поиска. Еще "не остыв" от оваций и поздравлений, Алексей Васильев сказал корреспонденту РИА "Новости" спустя полчаса после завершения спектакля: "Конечно, мы увидели недостатки. Премьера показала, что нам надо еще очень много работать. Завтра начинается работа!"

К началу раздела