English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Три лимона в чине капитана
Источник: Грани.ру
Дата: 22 Октября 2001

"Норд-Ост" стал событием культурной жизни уже потому, что его стартовый бюджет составил 3,5 миллиона долларов США. Такие деньги, вложенные в отечественный мюзикл, в советский сюжет, в наших композиторов, художников, исполнителей, а главное - в наших же продюсеров, - прецедент, которого страна не забудет. "Национальная гордость великороссов будет возрождаться с мюзиклом!" - точно произнесли чьи-то государственные уста, и позволили этому чуду случиться. Продюсер Александр Цекало проговорился в одном из интервью, что власти покровительствовали проекту, увидев за ним не только коммерческие успехи, но и победы на невидимом идеологическом фронте. Побить Америку ее же оружием, на ее же традиционной территории - это вам не щи хлебать! На это только сверхдержава отважиться может.

Вооружившись знаменитым девизом Саньки Григорьева и парой миллионов, отважные продюсеры поехали на разведку. Проинспектировав с десяток американских и европейских аналогов, они сделали ставку на типовые производственные и прокатные схемы и полную оригинальность в художественных конструкциях. Индустрия мюзикла заработала.

Сначала они молчали. Никто не знал ни принципов кастинга, ни имен исполнителей, вообще - ничего. Концепция PR резко отличалась от той, что мы знали по работе над мюзиклом "Метро", когда чуть ли не весь процесс кастинга, каждый репетиционный шаг, каждый новый исполнитель становились сюжетом для небольшого или чаще - большого рассказа. Интрига "Норд-Оста" заключена в другом - медленно, спектакль за спектаклем втягивая публику в каверинский сюжет о корабле "Святая Мария", развернуть перед завороженной публикой миф о русском мюзикле. Идея прекрасная, хотя она восхищает больше, чем сам продукт. В "Норд-Осте" коммунальная квартира предстает в духе Булгакова и Эрдмана, дети и подростки существуют точно в фильмах Ролана Быкова или Николая Губенко, исполнитель Николая Татаринова работает в лучших традициях психологического реализма, эскимосы танцуют не хуже, чем у Моисеева, светящиеся мосты, вагоны, самолеты и вздыбленные льдины превосходят самые грандиозные достижения Ленкома, а все вместе производит впечатление Выставки Достижений Народного Хозяйства.

Продюсеры знают, чем торговать, или им кажется, что знают. Не зря на превью, то есть предварительные просмотры, стекались модные театральные режиссеры, продюсеры и актеры, чтобы поучиться уму-разуму. Придав шику и стильности, обрядив в новые технологии старый и любимый сюжет, создатели "Норд-Оста" пытаются продать романтический пафос советского романа (лучшего и романтичнейшего из советских романов, такого хорошего, что его даже и советским-то не назовешь), читай больше - советского образа жизни, с его просторами, национальным разнообразием и героизмом. Сатирические и психологические сцены тоже приветствуются - и вот бюрократия расцветает типичными секретаршами из советских сатирических ревю, и коммунальные скандалисты привычно выясняют отношения около единственного туалета. Мюзикл выполняет соцзаказ, то есть участвует в реанимации советской эпохи и соцреализма. Всем нам, взахлеб читавшим "Два капитана", и нашим родителям, и их родителям, которые дожили до этого светлого дня, - хочется посмотреть мюзикл про Саньку Григорьева и капитана Татаринова.

Само по себе это желание не сделает музыку - столь знакомую по бардовским песням дуэта "Иваси" - ярче и интереснее, танцы - оригинальнее, пение - профессиональнее, не произведет ни одного хита, и не заставит всю Москву распевать мелодии. Зато оно - это желание - разлетится слухами и наполнит гордостью сердца, оно само по себе привлечет большую публику, которая принесет большие деньги. А мифы останутся мифами. Потому что уже сейчас ясно, что "Норд-Осту" не быть прикованным к бывшему ДК у метро Пролетарская, с серыми стенами и дешевым буфетом. Ему уготована участь нашего полпреда заграницей - не случайно уже сейчас, когда нас еще продолжают тешить завораживающей сказкой про спектакль, навеки вмонтированный в убогое пролетарское ДК, создается его английская версия.

И вот уже наш первенец - идеологически-музыкальный десант новой эпохи - готовится завести свои моторы, чтобы обслуживать интересы государства. Ведь настоящая империя не может обойтись без своей любимой имперской игрушки. Когда-то эту роль скромно играл театр. Сейчас - в эпоху глобализации - должна вступить в бой тяжелая артиллерия мюзикла. Так победим!

Алена Карась

К началу раздела