English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Фантом мюзикла
Источник: Компания
Дата: 26 Ноября 2001

Бродвейские технологии могут не прижиться в России

Роман Накашидзе

Компания «Линк», создавшая мюзикл «Норд-Ост», не первая делает попытку внедрить бродвейские технологии на российской сцене. Бизнес-схема проекта «Норд-Ост» ближе бродвейским шоу, чем схемы других российских мюзиклов. Однако, если у модели «Норд-Оста» появятся последователи, им не избежать серьезных проблем.



Мюзикл «Норд-Ост» с середины октября ежедневно идет в одном из московских ДК. Спектакль показали 35 раз, его посетили около 40 тысяч зрителей. При средней цене на билет около $15 кассовые сборы составили никак не менее $600 тыс. Это российский рекорд, перекрывший достижение театра «Сатирикон» Константина Райкина. Драматическое шоу «Шантеклер» в мае показывали подряд 17 дней. Та постановка обошлась ее создателям в $1 млн, которые театр взял в кредит. Примерно 25% этой суммы было потрачено на рекламу. По утверждению руководителей «Сатирикона», деньги уже возвращены кредиторам.

Создатели «Норд-Оста» пошли дальше. Постановка этого мюзикла, созданного в соответствии с западными стандартами, обошлась в сумму, превышающую $4 млн. Генеральный директор компании «Линк» Георгий Васильев рассчитывает показывать спектакль минимум пять раз в неделю в течение двух лет.

Отечественные театральные деятели давно присматриваются к бродвейскому опыту. Каждый новый театральный проект, включающий элементы музыкального шоу, все больше похож на «классический мюзикл». Это касается не только творческой, но и экономической модели.

Кажется, еще немного – и в России будет собственный Бродвей.


«Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь…»

В Москве первые музыкальные спектакли, которые сейчас бы назвали «мюзиклами», появились на сцене театра «Ленком». В 1976 году Марк Захаров поставил рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Успех этого спектакля сегодня почти забыт. Но «Юнона и Авось» – следующая рок-опера того же композитора Алексея Рыбникова, поставленная Захаровым в 1981 году, – до сих пор является одним из наиболее кассовых спектаклей в репертуаре театра. Записи спектаклей выпускались фирмой «Мелодия» отдельными дисками, арии из них стали хитами. Такая практика является неотъемлемой частью настоящего мюзикла.

Серьезных попыток в этом жанре никто не предпринимал до конца 1996 года, когда на сцене театра «Сатирикон» поставили пьесу Бертольта Брехта «Трехгрошовая опера». Ее жанр был определен как «комикс», но по сути это был именно мюзикл. В спектакль было вложено около $600 тыс., а на главную роль пригласили уже тогда популярного Николая Фоменко. По словам директора театра Анатолия Полянкина, только благодаря этой пьесе театру удалось выжить в кризисный 1998 год.

Мюзиклы пытались создавать и в других театрах. В «Московской оперетте» поставили «Сибирского янки». Но вскоре после премьеры спектакль был снят. Директор театра Владимир Тартаковский рассудил, что мюзиклы должны делать те, кто умеет это делать хорошо. Недолго просуществовало и «Бюро счастья», которое преподносили как «первый русский мюзикл», в котором главные роли исполнили Людмила Гурченко, Николай Фоменко и Алена Свиридова.

В сентябре 1999 года известный шоумен и предприниматель Стас Намин поставил мюзикл «Волосы». Возраст этого спектакля, рассказывающего о жизни хиппи и выдержавший свыше 30 постановок во многих странах мира, насчитывает уже 30 лет. Спектакль стал первым опытом лицензионного мюзикла для России. Стас Намин собрал молодых актеров и привлек американского режиссера Бо Кроуэлла. Финансовые подробности этого проекта Стас Намин не раскрывает. По его словам, «спрос не так важен, как реализация творческой идеи». «Судя по откликам в прессе, этот проект нельзя считать коммерчески успешным», – говорит Анатолий Полянкин.


Дети подземелья

Практически одновременно с «Волосами» стартовал еще один лицензионный мюзикл. В 1999 году на сцене театра «Московская оперетта» по лицензии польской компании Studio Buffo был поставлен мюзикл «Метро», который уже более десяти лет идет в Польше, игрался в Париже и на Бродвее.

Права на российский мюзикл «Метро» принадлежат продюсерской компании Metro Entertainment, созданной специально для реализации этого проекта. Его продюсерами стали гражданка Австрии Катерина Гечмен-Вальдек (в прошлом актриса), директор театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский и президент издательской компании «Московские новости» Александр Вайнштейн. С учетом лицензии расходы на постановку этого мюзикла оценивались в сумму порядка $1,2 млн. По словам Александра Вайнштейна, на самом деле эта сумма была превышена. Приступив к реализации проекта сразу после кризиса 1998 года, продюсеры не рискнули прибегать к услугам спонсоров и кредитованию.

Премьере мюзикла предшествовала широкомасштабная рекламная кампания, которая создавала ему репутацию «спектакля, который стыдно не посмотреть». «До «Метро» ни один театральный проект никогда не давал такого объема рекламы», – говорит Анатолий Полянкин. По его оценке, эта кампания вряд ли обошлась меньше чем в $600 тыс.

Сегодня, спустя два года, Александр Вайнштейн говорит, что средства, вложенные в мюзикл, уже вернулись. Но серьезно заработать, по его словам, не удалось. Большая часть прибыли уходит на поддержание текущей ликвидности: починка костюмов, ремонт декораций, замена вышедшего из строя оборудования.

Тем не менее продюсерам «Метро» удалось создать мюзикл, который во многом соблюдает каноны западных аналогов. Исключением является тот факт, что даже в отличие от своего польского брата спектакль показывают лишь два уик-энда в месяц.

«Единственные, кто может претендовать на первенство в жанре мюзикла в России, так это продюсеры «Метро». Но они не выполнили главного условия – не было ежедневного показа», – говорит директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин. Александр Вайнштейн убежден, что пока в России любое шоу не может играться больше 10 дней подряд. «Это закон существующего рынка, который очень тяжело перепрыгнуть», – говорит он. Но в конечном итоге, считает Вайнштейн, все определяет качество самого зрелища.


Ветер в спину

Похоже, что продюсеры мюзикла «Норд-Ост» решили преодолеть «законы рынка», о чем и заявили одновременно с началом агрессивной рекламной кампании, появившейся задолго до премьеры и обещавшей грандиозное ежедневное зрелище по всем правилам бродвейского шоу.

«До сих пор никто не сумел реализовать простую экономическую идею – аренду помещения под один спектакль, который идет каждый день. Это обеспечивает колоссальную концентрацию финансовых, организационных и творческих усилий, что позволяет окупать такой продукт гораздо быстрее, чем традиционную театральную продукцию», – говорит генеральный директор продюсерской компании «Линк» Георгий Васильев. Реализацией этой «простой идеи» Георгий Васильев и Алексей Иващенко (более известные как дуэт авторской песни «Иваси») загорелись в начале 90-х годов, когда увидели в Европе мюзиклы «Призрак Оперы» и «Отверженные».

Четыре года назад партнеры договорились привезти в Россию «Отверженных». Права на этот спектакль принадлежат британской компании Cameron Macintosh, которая также владеет мюзиклами «Призрак Оперы» и «Кошки». Но, просчитав расходы, которые включали в себя многомиллионную лицензию, «Иваси» отказались от этого проекта: получалось слишком дорогое удовольствие. Тогда они решили подойти к этой проблеме с другой стороны.

Георгий Васильев к этому времени имел за плечами опыт управленческой работы на бирже МТБ, в инвестиционной компании «Росико», в сотовой компании «Вымпелком». Он также создал концерн «Гудвин», выпускающий радиотелефоны.

К созданию театрального шоу Васильев применил стандартную бизнес-схему. «Это завод по производству зрелищ. Сначала его надо построить, а потом каждый день выдавать качественную продукцию», – заявляет Васильев.

Сюжет романа Вениамина Каверина «Два капитана», положенный в основу «Норд-Оста», диктовал сложное сценическое решение. Запланированная сценография включала в себя 40 смен действий, обозначаемых сменой декораций. «Художники-постановщики бежали от нас как от чумы», – говорит Васильев. Не менее сложным должно было быть и техническое оборудование спектакля. В постановке задействованы 38 актеров, из которых 11 – дети. В общей сложности они исполняют 180 ролей.

Серьезной проблемой оказался выбор сценической площадки. По оценкам специалистов из Cameron Macintosh, для мюзикла подходил лишь один из свободных залов Москвы – ДК «Меридиан» на юго-западе столицы. Организаторы же шоу выбрали ДК ГПЗ в Юго-Восточном округе. Переоборудование этого помещения, по словам Васильева, оказалось самой затратной частью проекта.

Структура финансирования проекта сложна. Это и спонсоры, и кредиты банков, и налоговые льготы, которые предоставлены правительством Москвы. Значительную часть финансирования обеспечил Дмитрий Зимин – страстный поклонник мюзикла «Призрак Оперы», создатель и президент компании «Вымпелком». Изначально планировалось, что «Линк» даже выпустит свои акции, но похоже, после согласия Зимина войти в акционеры нужда в этом отпала.

По словам Георгия Васильева, бюджет подобного шоу на Западе составил бы от $7 млн до $10 млн. «Нам удалось это сделать дешевле, хотя сильно удешевить шоу оказалось невозможно», – говорит продюсер.


Верхи не могут, а низы не хотят

Для Георгия Васильева успех «Норд-Оста» выразится в возврате кредитов. Сам он неоднократно заявлял, что считает «Норд-Ост» «крайне рискованным проектом». Тем не менее если проект состоится и люди привыкнут ходить на подобные шоу, то, как говорят многие, это будет революционный прорыв. Надо ожидать, что у революционеров появятся верные последователи.

Но даже без учета того, что время возврата инвестиций в подобные проекты за рубежом гораздо меньше, а цена на билеты гораздо выше, есть и еще объективные факторы, которые указывают на то, что надеяться на появление доморощенного Бродвея пока не приходится.

Важным представляется тот факт, что россиян, которые посещают спектакли хотя бы раз в месяц, по данным исследовательской компании РОМИР (см. диаграммы), не так и много.

Также существенным является сезонный фактор. Максимальное количество людей ходят в театры с октября по декабрь, говорит директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин, который занимается маркетинговыми исследованиями театрального и шоу-бизнеса. Период с января по март он определяет как средний с точки зрения потребления театральных зрелищ. Совсем плохо ходят люди в театры с апреля по август. Иными словами, в полную силу мюзиклы в России могут функционировать лишь четвертую часть года.

Если основными потребителями бродвейских и лондонских мюзиклов являются туристы, то в России на них пока рассчитывать не приходится. Даже при наблюдаемом росте въездного туризма. Если на просторах родины в 2000 году побывали 21 млн иностранных туристов, то в этом году их количество возросло сразу до 30 млн человек.

Но и это не главное. Определяющим фактором для постановки мюзикла является соответствующая сценическая площадка. По опыту пионеров российского мюзикла найти подходящее помещение не представляется возможным. «Потенциально такие места есть, но они заняты дотируемыми государством репертуарными театрами», – говорит Георгий Васильев. С ним согласен и Александр Вайнштейн.

Вряд ли среди руководителей театров кто-то последует примеру «Московской оперетты». Пока коммерческий театр экономически не победит дотируемый, «перспективы мюзикла в России очень туманны», считает Васильев.

Возможное решение – строительство театров, рассчитанных специально под мюзиклы. По расчетам Вайнштейна, подобная затея может обойтись в сумму от $30 до $50 млн.

Интересно, согласится ли кто-нибудь рисковать такими деньгами ради «туманных перспектив»?



К началу раздела