English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Ветер с Северо-Востока
Источник: Мезонин
Дата: 1 Декабря 2001

Мюзикл "Норд-Ост" по мотивам романа В. Каверина "Два капитана". Музыка, либретто, постановка: Алексей Иващенко, Георгий Васильев. Генеральный продюсер Георгий Васильев.
Как оказалось, реклама не врала. И даже не преувеличивала. Обещанный самолет приземлился (точнее, присценился) с грохотом и вспышками почти настоящего пламени, заставив зал восторженно ахнуть.
А после спектакля выяснилось, что художник-постановщик мюзикла «Норд-Ост» Зиновий Марголин очень тепло относится к «Мезонину». Он с удовольствием согласился поговорить обо всем - о проекте и связанных с ним сложностях, о своей работе и планах на будущее и об интерьерах тоже.

Не слишком социалистический, но реализм
Сюжет спектакля таков, что в нем важны все линии. Если проводить параллели с другими мюзиклами, то это скорее сага, как «Отверженные». Именно этим и обусловлен сугубо реалистичный подход к сценографии.
Действие разворачивается на очень масштабном историческом фоне. Это период НТР, урбанизации, строек, постоянных переездов, жестокое и романтическое время. Но это внешняя сторона. А внутри спектакля очень много присущего русской литературе реализма, детальности - ложечки, чаёк, рояль. Причем место действия постоянно меняется - квартира, улица, вокзал. Нужно было придумать, как органично совместить интерьер и «экстерьер».
Как символ дорог, символ урбанизированного пространства, эпохи появились пять лучей, уходящих в перспективу. Только потом я стал сочинять все остальное. Тяжелее всего оказалось совместить квартиру Татариновых - наиболее часто появляющееся в спектакле место действия - и эту «строительную» металлическую конструкцию. В первоначальном варианте на сцену из «кармана», откуда сейчас выезжает трамвай, выкатывался гигантский мхатовский павильон с дверями, обоями - короче, нормальная квартира. Потом мы от этого отказались. Выяснилось, что несколько деталей и продуманный фон дают точно такое же ощущение. Это - магия театра.

Голливудский размах на российской почве
Техническое воплощение идеи в жизнь оказалось очень сложным. Конструкция с фермами весит около восьми тонн. Естественно, ее задние опоры стоят не на планшете сцены, а идут сквозь планшет, подходят к фундаменту, в котором пробиты шурфы и эта конструкция забетонирована в них. Двое конструкторов просчитывали все на компьютере в «Автокаде» и составляли невероятной сложности чертежи.
Плоскости и самолет, вся верхняя часть декораций поднимаются и опускаются на цифровых лебедках одной известной немецкой фирмы, которая специализируется на театральном оборудовании. Чередование их положений в пространстве вписано в компьютерную программу.
Поскольку эти жуткие конструкции висят над головой артистов, существует определенный риск. Поэтому имеется система страховки, надежность которой фирма-изготовитель гарантирует чуть ли не на 250%, и в случае, скажем, внезапного отключения электроэнергии все это просто застынет. Нижний слой тоже механизирован, всеми разломами льда в финале управляют компьютеры.


Первым делом - самолеты
Многие воспринимают самолет как некое масштабное сооружение, а ведь самолеты времен войны были именно такие, как у нас в спектакле. Несерьезные. Но даже «исторический» самолет пришлось чуть-чуть уменьшить, чтобы он поместился на сцене.
Самолет, трамвай, поезд и всю верхнюю механизацию нам делали мастерские ВХУТЕМАС под руководством Владимира Гавриловича Ежакова, легендарного московского театрального технолога. Самолет проектировали люди, которые работают на компанию «Боинг». Конструкцию поднимающегося вагона разрабатывали «туполевцы», перила делал знаменитый завод Хруничева, где создают «Бураны» и прочую ракетную технику. Система выдвижных перил появилась потому, что у нас на сцене играют дети и им нужно обеспечить полную безопасность. Все это - новые для России технологии.

То, что остается «за кадром»
Проект такого масштаба, что сложностей было неимоверное количество. Взять хоть тот же ДК. Стандарты, по которым он строился, совершенно не подходили для проекта. Нам пришлось кое-что исправлять, перестраивать, доделывать. Не хватало, скажем, мощности электричества, и все подстанции, вводы пришлось делать заново.
Для того чтобы подготовить детишек, играющих в спектакле, при компании «Линк» была создана детская студия, она постоянно будет набирать новых учеников. Дети растут ужасно быстро, нашим маленьким артистам даже в процессе репетиций приходилось костюмы перешивать.
Всего для спектакля было сделано триста костюмов. Здесь также внедрены новые для России технологии: у костюмеров есть своя компьютерная программа, в которой отмечается процесс передвижения костюма, показывается, например, в какой момент его нужно отдавать в химчистку. Оказалось, что костюмы будут очень быстро пачкаться и если все отдавать в обычную химчистку, то на это придется тратить порядка 10 тысяч долларов в месяц. Пришлось закупать собственную химчистку.

Продюсеры бывают разные
Работать над «Норд-Остом» было приятно еще и потому, что Васильев вел себя не как продюсер, а как единомышленник, сподвижник - ни на копейку мне не зарезал смету и был готов выслушать самые безумные предложения.
Этот спектакль стал реализацией неких романтических представлений, мечтаний, которые были в детстве и у меня, и у него. Мы ведь люди одного поколения. Когда я пришел в магазин покупать парусник, который теперь стоит на сцене, я это делал с колоссальным удовольствием. С пяти до пятнадцати лет я просто мечтал о таком кораблике, а реализовать свою детскую мечту смог только в сорок лет.
Люди, которые работали в этом проекте, смогли доказать, что мы все можем сделать не хуже, чем на Западе, были бы деньги и желание.

Интерьеры в жизни
Интерьер - знак времени, то, в чем остается очень много от человека, даже если этого человека уже нет в живых. Я очень хорошо помню коммуналку в Минске, в которой жил в детстве. Помню крючок, на который закрывалась дверь, часы бабушкины, даже цвет обоев.
Мне трудно представить себя дизайнером интерьеров. Театр слишком условен, а я - «убитый» театром человек. Люблю преувеличение, гротеск, а в частном интерьере это - на очень большого любителя. Впрочем, себе я делал квартиру достаточно традиционно, нерешительно, без всяких экспериментов. Немножко поломал пространство, мебель купил в «ИКЕА», и все. Не хочу переносить мир, в котором я живу в театре, в квартиру. Дом - место, где нужно расслабляться.

О себе - идеи, планы, идеалы
Сейчас я занимаюсь несколькими проектами. В Питере, в БДТ, мы с моим ближайшим другом режиссером Николаем Пинигиным будем выпускать спектакль «Костюмер» по пьесе Рональда Харвуда. В Минске будем ставить гениальную пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Это будет совершенно интерьерный спектакль, и я получаю колоссальное удовольствие от работы. Очень хочется отдохнуть от этих необозримых пространств и конструкций.
Обожаю проводить Рождество за границей, в Германии, например. Приятно, когда на улицах пахнет кофе и корицей и все улыбаются. Люблю новогодние воспоминания детства - вату с битыми елочными игрушками на окнах, люблю всех этих безвкусных ангелочков, смятую фольгу и лампочки. Мещанство - замечательно позитивная вещь. Мещане - стабильные люди, это средний класс, который никогда никому не сделает ничего плохого. Мир держится именно на таких людях, а вовсе не на великих идеях.

Ирина Сабинина

К началу раздела