English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Счастливые ТАНЦЫ
Источник: ЛИНИЯ. Опера
Дата: 1 Января 2002

Сейчас, когда мюзикл «Норд-Ост» стал неоспоримым событием в развитии отечественной культуры, трудно представить, чтобы среди его создателей оказался какой-нибудь другой балетмейстер, а не Елена Богданович. Кажется, что Богданович непременно должен был улыбнуться случай: столь стремительно, верно и упорно постигала она свою профессию. И вот среди немалых признаний творчества Елены - настоящая вершина: «Норд-Ост». А начиналось все так.

Хореографическое образование Елены Богданович началось в 1972-м году в Пермской балетной школе, затем - балетмейстерское отделение Челябинского института культуры. По окончании института Елена руководила ансамблем-студией «Хореографические миниатюры» в городе Ижевске.

В 1986 году Елена приехала в Москву. На пороге ГИТИСа появилась трепетная девушка-абитуриентка с горящим взором. В тот год институт набирал только заочный курс. И, как это подчас случается с талантливыми людьми, Лену комиссия не приняла. Но отметила ее потенциальные способности и одержимость. Мы порекомендовали Лене пройти полный курс пятилетнего обучения и восполнить пробелы в хореографическом образовании. И предложили попробовать свои силы на следующий год, когда будет формироваться курс очного отделения, где она сможет обрести крепкие знания. Их недостаток был, пожалуй, единственным уязвимым местом будущего хореографа, потому что неуемная фантазия и самые невероятные идеи просто били из нее ключом.

Ленины хрупкость и миниатюрность оказались внешними. Несгибаемый характер проявился сразу - она жестко отстаивала свои художественные позиции, смело преодолевала все трудности. В студенческие годы Елена создала множество хореографических работ. Еще до окончания института Богданович становится лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров за постановку номеров на музыку Дебюсси «Острова» и Скрябина «Вторая часть фортепианного концерта». В это же время она плодотворно работает в кино - в кинокартинах «То мужчина, то женщина» (о Надежде Дуровой) и «Здравия желаю» талантливо ставит все танцевальные фрагменты.

Ее интересует творчество в разных жанрах. Она «сочиняет» танцы с актерами драматического театра. Леной найдено емкое пластическое решение спектакля «Кафе Пре-вера» театра имени Моссовета. Все работы, рожденные фантазией Богданович, уже сложно перечислять - их очень много.

В 1993 году Елена становится золотым лауреатом Международного фестиваля современной хореографии в городе Витебск. Эта награда была чрезвычайно важна - свершилось то, к чему Елена стремилась все годы. Была признана ее стилистика, рожденная на стыке глубин классической хореографии, интонаций модерн-танца и современной философии. К этому «слиянию» ее влекло с первых постановочных шагов. Первокурсницей она сочинила яркий современный пластических номер «Камень». Этот аллегорический образ был пронизан глубоким драматизмом. «Камень» был восторженно принят на фестивале камерного балета в Праге. А танец «Параллели» на музыку В. Артемова был выбран для показа в юбилейном, к 50-летию, концерте кафедры хореографии, на сцене Большого театра как наиболее полно раскрывающий направление современной хореографии.

В 1994 году Елена Богданович становится руководителем группы современной хореографии в «Русском камерном балете «Москва». В репертуаре труппы одноактные балеты «Шаги любви» на музыку Струкова, «Странники» на музыку Пьяццолы и множество миниатюр на музыку Листа, Рахманинова, Бернстайна, Баха и Штрауса. Вокруг Богданович формируется группа единомышленников, ее имя становится известным не только почитателям и завсегдатаям театра.

В Перми,на конкурсе хореографов «Арабеск», Богданович присуждают премию имени Мориса Бежара за постановку интересного номера «Тотем». Эта награда становится еще одним знаком признания ее современного хореографического мышления. Но на этом этапе Елена не останавливается, ее влечет поиск новых форм. Она принимает предложение стать хореографом-постановщиком национального шоу с участием Юлии Мацуток «Шангрила». В это яркую программу входили ледовые номера, выступления воздушных гимнастов, «партерная хореография» и тонко выстроенная пластика певицы. Зрелище было построено в трехмерном измерении, в разных жанрах и манерах. Своеобразным, точным и талантливым решением Елена сумела объединить все составляющие в единое художественное целое.

И вот недавно Лену Богданович - уже ведущего современного хореографа пригласили участвовать в грандиозном проекте - первом отечественном мюзикле «Норд-Ост» в постановке авторов текста, музыки, сценического и технического решения Г. Васильева и А. Иващенко. Вся насыщенная творческая биография Елены Богданович подготовила ее к решению сложнейших задач, определенных авторами идеи «Норд-Оста». Лене удалось создать точные по смыслу танцевальные зарисовки: то далекого Севера, то нэпмановского торга. На мой взгляд, блистательно осуществлена сцена «машинисток», веселый степ летчиков, лихие пляски ненцев. А как хорошо и с каким удовольствием, наслаждением и радостью танцуют артисты! Забываешь, что они вокалисты, а не балетные исполнители. Танцев в спектакле очень много, и они пронизывают своей энергетикой действие в целом, цементируют его. Мне кажется, что хореографу удалось главное - подчинить танцевальную палитру жанру мюзикла. Все пластические эпизоды передают индивидуальный почерк хореографа, который легко и непринужденно (но сколько за этой легкостью труда!) решает трудные задачи в ритмическом, синкопическом, контрапунктическом прочтении музыки. Обращает внимание тонкая пластическая характеристика основных образов ведущих исполнителей. «Норд-Ост» - это еще один новый шаг талантливого хореографа Елены Богданович.

Ольга Тарасова,

профессор РАТИ (ГИТИС), заслуженный деятель искусств России

К началу раздела