English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Двое из ларца
Источник: Карьера
Дата: 1 Июня 2002

ЮЛИЯ ЗЕНКЕВИЧ

Это только на первый взгляд они идут в комплекте. Как Маркс и Энгельс, Бойль и Мариотт, Сакко и Ванцетти, Ильф и Петров. Они - это творческий дуэт "Иваси" - Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Авторы мюзикла "Норд-Ост", соавторы и соисполнители песен, они не считаются со славой - и у каждого свои амбиции.
Они абсолютно разные люди. Иващенко - высокий блондин с усами, а иногда и с бородой. Васильев - гладковыбритый брюнет. Один полжизни провел в загранкомандировках. Другой не вылезал из тайги. И все-таки они - нечто целое. По крайней мере, в творчестве.
Стоит провести в их обществе хотя бы пять минут, и их непохожесть становится очевидной. Как сказал про них бард Виктор Берковский: "Васильев - ритм этого дуэта, а Иващенко - мелодия".
Георгий Васильев - персона в масштабах страны заметная. СМИ любят делать из него "героя нашего времени", благо послужной список позволяет. На его счету основание сети "Би Лайн" и концерна "Гудвин", весомый вклад в создание Госкомимущества, формирование российского фьючерсного рынка. Считается также, что именно он разбил Москву на округа. Роль Алексея Иващенко в "донордостовской" жизни скромнее. В его резюме основная строка - актер театра и кино.

Я во всяком альма-брате узнаю твои черты

Студента второго курса Гошу Васильева и первокурсника Лешу Иващенко сблизила любовь к гитарным переборам, которой нашлось достойное применение в Студенческом театре МГУ. Года через три от начала знакомства Гоша и Леша начали сочинять и исполнять песни. Дуэтом. Увлечение самодеятельностью не мешало Георгию сдавать по 10 экзаменов в сессию - не довольствуясь географией, он закончил еще и экономический факультет. Потом - аспирантуру. И стал кандидатом географических наук, защитив диссертацию о стоимости земли в Москве. И это в то время, когда вопрос о частной собственности на землю обсуждению не подлежал. Пока - теперь уже Георгий Леонардович - уверенно шагал по научной стезе, его друг Алексей Игоревич, уставший от изучения проблемы охраны окружающей среды Японии, неожиданно решил сменить профессию. "Во ВГИКе на курсе у Сергея Бондарчука случился недобор. И требовался как раз высокий блондин... Я попал сразу на второй курс".
Актерская карьера Иващенко сколько-нибудь ощутимой славы ему не принесла. "Несколько рабочих в желтых касках и милиционеров на заднем плане в киножурнале "Фитиль" - это я". Впрочем, хотя его лицо и не было растиражировано кинематографом, зато голос! Алексей стал одним из самых востребованных озвучальщиков "Мосфильма". Его голосом говорят Брюс Уиллис в "Пятом элементе", Робин Уильямс в фильме "Дикий-дикий вест", Хью Грант в "Ноттинг Хилл", Джереми Айренс в картине "Человек в железной маске". И многие диснеевские мультики... Еще Иващенко успел поработать в Театре киноактера. А в рок-опере Алексея Рыбникова "Литургия оглашенных" исполнял главную партию. Сразу оговорюсь, что все и выше и ниже изложенные события проходили на фоне того, что дуэт "Иваси" гастролировал по всей стране со своими концертами и был горячо любим народом в самых разных ее уголках.
"Ну а вы тем временем делали большие дела?" - спрашиваю Георгия Леонардовича. "Обделывал большие делишки", - переиначивает он.
На заре перестройки Васильев создал один из первых научно-технических кооперативов, но вскоре решил послужить обществу и выставил свою кандидатуру на пост председателя райисполкома Октябрьского района Москвы. До сих пор этот этап карьеры Георгий Леонардович считает своим звездным часом.
"Начало 1990-х - это был период безвременья. Союзные законы уже не действовали, а российские еще не действовали. Тогда было очень много идей, и их удавалось реализовывать, как это ни странно. Я фактически изобрел Госкомимущество в том виде, в каком оно теперь существует в России. Идея была очень простая: отделить властные функции от функций собственника. Первый орган по управлению государственным имуществом был создан именно в нашем районе. Мы первыми начали приватизацию, реформу коммунального хозяйства с выделением единого заказчика...". В Октябрьском райисполкоме Георгий проработал 1,5 года, успев немало поспособствовать развитию кооперативного движения. Биографы любят приводить такой факт: за это время из шести тысяч частных предприятий, зарегистрированных в столице, больше трех тысяч значилось за Октябрьским районом. Интрига была вот в чем: для того, чтобы зарегистрировать предприятие, нужно было предъявить договор аренды. А чтобы оформить договор аренды, нужно было быть как минимум юридическим лицом. Васильев поборол абсурдность ситуации, попросту разрешив всем предприятиям регистрироваться на адрес своего исполкома. Алексей Иващенко в ту пору на волне всеобщего воодушевления тоже было попробовал создать кооператив, но скоро понял, что не питает склонности к бизнесу, и опять обратился к искусству.
Дальнейшие достижения Георгия Леонардовича позвольте перечислить в конспективной форме. Итак, он последовательно был: советником мэра Москвы (в то время - Гавриила Попова) по экономическим вопросам; президентом Московской товарной биржи; с 1993 года - президентом инвестиционной компании "Росико", чуть позже - председателем совета директоров компании "ВымпелКом"; с 1996 года и по настоящий момент он - генеральный директор концерна "Гудвин". В мэрии Васильев проработал недолго - до ближайшего путча. Но успел положить мэру на стол докладную записку, где высказывался в том смысле, что районов в столице многовато и неплохо было бы ограничиться 10 округами. Предложение Георгия Леонардовича, как мы знаем, было взято на вооружение.
В бытность Васильева президентом МТБ в России узнали слово "фьючерс" и перестали его бояться. Его команда изучила американские фьючерсные технологии и внедрила их на российском рынке. Когда наш герой встал у штурвала "ВымпелКома", то придумал и раскрутил торговую марку "Би Лайн". Ну а потом Георгий Леонардович ушел в свободное плавание - самостоятельно занялся производством телефонов. Причем как проводных, так и радио. И на рынке появилась торговая марка "Гудвин". Название придумал Алексей Иващенко. Васильев уверяет, что сегодня до 10% всех продаваемых в России телефонных аппаратов приходится на долю продукции его концерна.

Сбыча мечт

Либретто и музыку к мюзиклу "Норд-Ост" по роману В. Каверина "Два капитана" Алексей и Георгий написали вместе. "Они традиционно не разделяют авторство. Но если музыка или ария написана одним из них, - при переделках, аранжировках, работе с актерами второй отступает. Право вето, последнего слова принадлежит тому, кто это создал", - рассказывает жена Васильева Катя.
Вместе соавторы осуществили постановку. Для реализации проекта взяли кредиты на сумму $4 млн. Потом их функции разделились. Васильев - генеральный директор продюсерской компании "Линк", созданной специально под "Норд-Ост", ведает всеми финансовыми, коммерческими вопросами, маркетингом проекта. Иващенко - арт-директор "Норд-Оста" - работает с людьми: актерами, хореографами, педагогами, оркестром. "Статус Алексея Игоревича сильно изменился за последние два года, - комментирует Георгий Леонардович. - Я стал смотреть на него снизу вверх и говорить о нем с придыханием. Был он просто бард, актер театра и кино, а сейчас это - композитор, который сочинил "Норд-Ост". Теперь Алексей в состоянии лично дирижировать и аранжировать".
Алексей, он такой - ответственный. По ходу работы над мюзиклом освоил несколько смежных профессий. Аранжировку - по учебникам. Когда дело дошло до записи нотных текстов "Норд-Оста", полгода брал уроки игры на фортепиано и хорошо освоил этот инструмент. Потом, когда композитор-оркестровщик Сергей Чекрыжов расписывал партитуры для оркестра, сидел ночами, осваивая азы дирижирования. Теперь у него мечта - как-нибудь самому встать за пульт и сдирижировать именно так, как они это видели, когда сочиняли.
Сейчас, когда мюзикл "Норд-Ост" идет на том же месте в тот же час каждый вечер вот уже более полугода и зал по-прежнему полон, можно с уверенностью констатировать: Иващенко и Васильев взяли еще одну высоту. На сей раз опять одну на двоих. Когда им задают вопрос, не пугает ли их возрастающая конкуренция с другими мюзиклами - ведь новые проекты буквально дышат в затылок, -они только пожимают плечами. "Для нас это означает одно: рынок формируется, значит, развивается потребность российской публики ходить на мюзиклы", - говорит "рыночник" Васильев.
Кстати, "Норд-Остом" заинтересовались в разных городах и странах. Алексей Игоревич уже руки потирает, предвкушая, как будет переводить тексты на японский язык, который изучал еще в университете.

Но нет меня нигде, где вас со мною нет

Без чего первый отечественный классический мюзикл просто никогда бы не состоялся? Без надежных тылов.
У Георгия и его жены Кати на двоих - пятеро детей. Аглая (про которую папа сочинил "Приходи ко мне, Глафира") - двадцати двух лет, Виктор - шестнадцати лет, Александра - пятнадцати лет, Арсений - шести и Яков - двух лет от роду. Пока мы разговариваем с Катей по телефону, Арсений палит на кухонном столе костер и поджаривает на нем хлебные палочки. "Ничего, - говорит Катя, - я уже смирилась. Он весь в отца, исследователь. Когда доберется до занавесок, я закричу". Вообще-то, если задаться целью, можно разобраться, что общих у Гоши с Катей только двое младших мальчишек, а дочери у Васильева от первого брака (Александра вообще живет со своей мамой в Швеции). Но как говорит Катя: "Мы детей не делим. Никто не называет меня мамой, я для всех Катя". Жена - помощник Васильева по жизни. Была такая официальная должность "помощник начальника исполкома", помогала Катя и на стадии становления "Гудвина" и сейчас три раза в неделю работает в "Норд-Осте".
Алексей счастливо женат на своей однокурснице Ане. Родил дочь Марусю, которой сейчас 10 лет. Сын Ани от первого брака, Ваня (конечно же, выпускник геофака!), тоже живет с ними. Маруся на общих основаниях прошла кастинг в детскую труппу "Норд-Оста" и сейчас три раза в неделю на сцене крадет одеколон.

Вместо послесловия

Алексей - "природный", как говорит про него жена Аня, помнит все чувства, впечатления. Георгий не забывает даты и имена. Алексей решает все проблемы по наитию. Георгий просчитывает, подключает логику. Фиксирует начало, конец пути, последовательность операций. При этом оба - неисправимые романтики.
В середине весны авторы "Норд-Оста" летали на Северный полюс. Потом, благодаря хроникальным кадрам, можно было подглядеть, как разворачивались события. Вот самолет приземляется в сотне метров от места, которое, сверившись с приборами, решено считать Северным полюсом. По трапу впереди всех сбегает Георгий, разворачивает флаг с девизом "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Бежит к указанной точке и ввинчивает древко в лед. Тем временем Алексей Иващенко неспешно выходит из самолета, неторопясь направляется к другу. "Северный полюс - это точка мистическая, зыбкая. Он все время перемещается. Каждый пришедший сюда - первооткрыватель", - говорит Алексей. "Северный полюс - это пуп земли, - говорит Георгий. - Если простоять здесь 24 часа, мир обернется вокруг нас". В этом они все.

К началу раздела