English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Музыка со скидкой
Источник: Компания
Дата: 15 Мая 2002

Влад Вдовин

Создатели мюзиклов борются за преференции столичных властей

Новые мюзиклы в Москве появляются чуть ли не ежемесячно. В течение этого года как минимум шесть продюсерских компаний запустят или уже запустили свои проекты. Внешне это похоже на бум новой отрасли бизнеса. На поверку выходит, что производство музыкальных шоу является бизнесом не на сто процентов.
Улица с веселым названием «Шарикоподшипниковская», конечно, нисколько не похожа на Бродвей. Но, оказавшись на ней ближе к семи вечера, вы обнаружите странное для нецентральных улиц оживление. Хорошо одетые люди съезжаются на автомобилях и интуристовских автобусах к зданию, еще год назад известному местным жителям как Дом культуры Московского подшипникового завода. Теперь этот дом обклеен плакатами и афишами музыкального шоу «Норд-Ост», которое идет здесь шесть дней в неделю.
На соседних зданиях висят рекламные щиты конкурирующего мюзикла «Собор Парижской Богоматери» – нового проекта компании Metro Entertainment. По улице Шарикоподшипниковской проезжают троллейбусы, разрисованные рекламой еще одного спектакля – «Дракула», поставленного продюсерской фирмой «Росинтерфест».
Трудно представить, какой живописный вид примет эта в прошлом неприметная улица еще через полгода. Может быть, на крышах одного из прилегающих к Дому культуры зданий компания Philip Kirkorov Production разместит неоновую надпись «Мюзикл «Чикаго», премьера которого назначена на октябрь. Возможно, другие продюсерские компании захотят здесь разместить рекламоносители с анонсами музыкальных спектаклей «Иствикские ведьмы» и «Веселые ребята», которые будут запущены до конца года.
Производство музыкальных спектаклей как отрасль бизнеса растет такими же темпами, как пивная отрасль два-три года назад. Новые марки появляются одна за другой, и все производители уповают на крутой и долгосрочный рост потребления. Поэтому продюсеры и считают территорию, прилегающую к ДК подшипникового завода, таким удобным местом для размещения своей рекламы. «Если зрителям понравится один мюзикл, они могут захотеть посмотреть и другие», – говорит Георгий Васильев, гендиректор компании «Линк», стартовавшей прошлой осенью с шоу «Норд-Ост».
Mюзиклы в России не слишком капиталоемкий бизнес. Проектов стоимостью даже в $5 млн здесь пока нет – это плюс для потенциальных новичков. Шоу может окупиться за два-три года – срок не слишком драматический.
Существенная особенность этого бизнеса в том, что правила игры в нем остаются не совсем рыночными. Все продюсеры мюзиклов признают, что без поддержки властей они не обходятся. Создатели мюзиклов стараются получить от московского правительства как можно больше преференций и ревниво наблюдают за успехами конкурентов на этом поприще. В разговорах с журналистами любой продюсер старается преуменьшить свои лоббистские способности и красиво расписать (без права цитирования) пробивные таланты конкурентов.
Поэтому вокруг этой темы так много сплетен и так мало подтвержденной информации.

Место мюзикл красит

Первое послабление, которое может получить устроитель музыкального шоу, – плата за использование помещения. В худшем положении здесь находится компания «Линк», которой пришлось ради «Норд-Оста» реконструировать целый дом культуры. Затраченную на это сумму руководители «Линка» не разглашают.
Руководителям «Росинтерфеста» при постановке «Дракулы» эту статью расходов явно удалось свести к минимуму. Они арендовали конференц-зал Российской академии наук недалеко от площади Гагарина. Остается только догадываться, на каких условиях был заключен договор аренды этого помещения.
Компания Metro Entertainment cвои отношения с Театром оперетты оформила не как аренду, а как совместный бизнес, рассказал продюсер Александр Вайнштейн. Театр и его компания Metro Entertainment выступили в качестве копродюсеров спектаклей «Метро» и «Нотр-Дам». Вайнштейн рассказал, что Metro Entertainment по условиям сотрудничества отчисляет театру половину сборов за билеты. Другие источники говорят, что в реальности театр довольствуется гораздо меньшим процентом. Как бы там ни было, компании не пришлось вкладывать свои средства в реконструкцию помещения театра. Конкуренты говорят, что на этом Metro Entertainment существенно сэкономила. Театр находится в муниципальной собственности, а о симпатии городских властей к «Нотр-Даму» красноречиво говорит такой факт: мэр Лужков посетил первый премьерный спектакль.
Добавим, что билеты на «Нотр-Дам» стоят дороже, чем на любой другой московский мюзикл: около $65 на лучшие места. В постановке «Нотр-Дама» Metro Entertainment вообще применила весьма рискованную тактику – большие вложения в расчете на быстрые доходы. Согласно неофициальной информации, бюджет этого мюзикла ненамного превысил прошлогодний рекорд компании «Линк», вложившей в «Норд-Ост» $4 млн. По той же информации, на рекламную поддержку спектакля уже потрачено как минимум $500 тыс.
Расчет явно делается на блицкриг – возможность сыграть как можно больше спектаклей и отбить как можно больше денег в первые несколько недель. Создатели мюзикла сначала объявили, что премьерные спектакли продлятся всего 10 дней, быстро распродали билеты на эти представления, а потом постепенно «растягивали» количество премьер, подпуская в продажу новые билеты. В прошлый четверг Александр Вайнштейн заявил нашему журналу, что первая волна ежедневного показа «Нотр-Дама» продлена уже до 25 июня, причем чуть ли не все билеты на этот срок уже реализованы. Позже, возможно, будет объявлено о продлении спектаклей и до конца июня. Возможно, Александр Вайнштейн предпочел бы продолжать ежедневные шоу и дальше, пока билеты пользуются устойчивым спросом. Но в июле Театр оперетты должен закрыться на месячный перерыв.
«Это очень рискованная тактика, – такими словами комментирует маркетинговый расчет Metro Entertainment один из конкурирующих продюсеров. – Ведь если бы дорогие билеты не пользовались спросом, огромный рекламный бюджет шоу был бы растрачен впустую».
Александр Вайнштейн единственный продюсер в России, имеющий опыт возврата вложенных в мюзикл средств. Его проект «Метро», в который было вложено $1,2 млн., стал прибыльным спектаклем еще в прошлом году.

Реклама особой важности

Второе послабление, которого добиваются продюсеры мюзиклов, – скидки на рекламу. Компании успешно убеждают городские власти, что мюзикл – продукт полезный для города в целом и для его жителей. И значит, рекламные агентства должны предоставлять создателям музыкальных спектаклей скидку. Правительство Москвы в целом с такой постановкой вопроса согласно и рекомендует рекламистам идти навстречу создателям мюзиклов.
Получение таких скидок для «Норд-Оста» не отрицает гендиректор компании «Линк» Георгий Васильев. Размера льгот и сэкономленной на них суммы продюсер не раскрывает. Он говорит, что не каждое рекламное агентство идет на скидки даже по решению московских властей.
Компания «Росинтерфест», по признанию ее гендиректора Игоря Гуревича, также пользуется подобными преференциями. И только Александр Вайнштейн утверждает, что его продюсерская компания обходится без них. Конкуренты это заявление комментируют в том духе, что господин Вайнштейн, дескать, мог что-то подзабыть.
Но скидки сами по себе не заменят качества продукта и его маркетинговой проработки. Наиболее уязвимым в этом отношении пока выглядит «Дракула» компании «Росинтерфест». Некоторые конкуренты даже называют его первым кандидатом на коммерческий провал в новом бизнесе российских мюзиклов.
Дело в том, что после двух десятков шоу, сыгранных в марте – апреле, четыре спектакля «Дракулы» были просто отменены. Игорь Гуревич ссылается на «технические проблемы» с помещением, не конкретизируя эти проблемы. По другой версии, истинной причиной отмены спектаклей стала забастовка актеров, недовольных невыплатой им гонораров. Косвенным подтверждением этой версии стал факт, что спустя почти два месяца после того, как был сыгран последний спектакль, дата возобновления шоу так и не объявлена. Хотя на Интернет-сайте мюзикла до недавнего времени висело обещание организаторов объявить эту дату до 21 мая.
Бюджет «Дракулы» составил $2,5 млн, а на рекламную поддержку мюзикла компания «Росинтерфест» выделила $300 тыс. Возможно, «Росинтерфест» подвела невнимательность к маркетинговой стороне вопроса. «Как таковых маркетинговых исследований рынка не проводилось, – говорит Игорь Гуревич. – Предмет исследований на момент запуска «Дракулы» не существовал».

Зона VIP

У музыкального спектакля, который не смог перещеголять конкурентов рекламными скидками и льготной арендой помещения, есть еще один способ взять свое. Продюсеры борются за появление на их спектаклях особо важных персон и за их благосклонное участие в дальнейшей судьбе мюзиклов.
Известно, например, что мэр Москвы Юрий Лужков побывал на двух премьерах – это «Дракула» и «Нотр-Дам». Не меньше градоначальника этим видом искусства интересуется и Борис Ельцин. Еще в 2000 году Ельцин как-то пришел на «Метро». В апреле этого года он посетил «Норд-Ост». Такое ощущение, что художественные вкусы Бориса Николаевича и Юрия Михайловича расходятся так же, как когда-то различались их политические пристрастия.
Одно дело заманить высокопоставленного чиновника на спектакль, но совсем другое – суметь извлечь из этого какую-то пользу кроме пиарной. В этом деле дальше всех зашли руководители продюсерской компании «Линк», убедившие Бориса Ельцина после посещения их спектакля «Норд-Ост» написать письмо. Его копии в последнее время стали получать многие серьезные предприниматели. В письме бывший президент всех россиян пишет: «Уважаемые господа! Мне бы хотелось привлечь ваше внимание к одному из крупнейших культурных проектов России – мюзиклу «Норд-Ост». Этот необыкновенно зрелищный, светлый и патриотический спектакль…» И так далее. А заканчивается послание похвалой в адрес «Фонда поддержки русского мюзикла», «который начал сбор благотворительных пожертвований, для того чтобы «Норд-Ост» смогли увидеть дети и подростки, нуждающиеся в социальной защите и помощи». Намек понятен даже дураку.
Письмо схожего содержания – но за подписью председателя Совета Федерации Сергея Миронова – вот уже месяц получают «органы местного самоуправления, организации и общественные объединения». «Эти затраты будут одной из лучших социальных инвестиций этого года» – так Сергей Миронов объясняет в письме свое теплое отношение к «Фонду поддержки русского мюзикла».
Глава компании «Линк» Георгий Васильев не отрицает, что фонд, о котором идет речь в двух письмах, является по отношению к продюсерам «Норд-Оста» «дружественной структурой».
Несколько высокопоставленных кремлевских чиновников рассказали нашему журналу, что в течение мая получали от компании «Линк» звонки с настоятельными просьбами посетить один из спектаклей «Норд-Ост».
Георгий Васильев говорит, что активность вокруг «Фонда поддержки русского мюзикла» не связана с плохой заполняемостью залов во время спектаклей. По его словам, на каждое представление «Норд-Оста» в среднем продается 85 – 90% билетов. Вот уже семь месяцев мюзиклу удается выдерживать заявленный на старте темп – спектакли шесть дней в неделю. В некоторых случаях продюсеры назначали даже дополнительные дневные представления, и рекордной была одна зимняя неделя, в течение которой было сыграно девять шоу. Средняя цена билета на спектакли за семь месяцев выросла, по словам гендиректора «Линка», на 15%. При этом уменьшились цены на самые дорогие билеты, зато выросли на самые дешевые. То есть именно на те, оплатить которые в счет детей из малообеспеченных семей предлагают спонсорам.
Первоначальный бизнес-план, согласно которому постановка должна окупиться за два года, компании «Линк», по сообщению Георгия Васильева, пока удается выдерживать. Надо думать, что «Фонд поддержки русского мюзикла» окажет дополнительную поддержку проекту «Норд-Ост».
Между прочим, одним из членов попечительского совета фонда стал прямой конкурент «Линка» – руководитель компании Philip Kirkorov Production Филипп Киркоров. Он сейчас занимается постановкой русской версии мюзикла «Чикаго». По словам Георгия Васильева, компания Филиппа Киркорова также сможет рассчитывать на помощь фонда. Хотя ее мюзикл вообще-то трудно назвать русским.
Осенью на улице Шарикоподшипниковской наверняка появится реклама новых мюзиклов. На рынок музыкальных представлений выходят очередные игроки. У них будут свои способы привлечь власти к решению своих деловых проблем.

К началу раздела