English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Россия глохнет
Источник: Российская газета
Дата: 11 Апреля 2002

Новые поколения не способны отличить шум от музыки

"Стране нужна национальная программа экологической защиты звуковой среды, иначе новым поколениям грозит глухота - эстетическая и даже физическая", - считает известный звукорежиссер Владимир ВИНОГРАДОВ, записавший музыку к таким фильмам, как "Утомленные солнцем", "Жестокий романс", "Интердевочка", "Мусульманин", "Убить дракона" и создавший уникальную звуковую палитру в первом российском сценическом мюзикле "Норд-Ост".

Лунатики с затычками в ушах

- Что такое экология звука?
- Уши надо защищать! Молодого поколения, старшего, всех. В звуковом смысле мы сейчас растренированная страна. Даже великолепные "Виртуозы Москвы" уже не достигают тех ансамблевых высот, которыми они были славны еще десять лет назад.
- Я знаю случай, когда девочка, впервые попав в оперу, заявила: это же неестественное пение! Она никогда не слушала живой, не усиленный батареями динамиков голос.
- Девочки глохнут: целые поколения уничтожаются плейерами! Не знаю, почему молчит Министерство здравоохранения. Любой аппарат с так называемым раздутым супербасом - безопаснее вставить себе в уши гвоздь и по нему колотить молотком. У людей сызмальства разрушается орган слуха.
- На моих глазах отличный парень, который ходит с затычками в ушах, деградирует и физически и умственно. Еще вчера с ним было интересно поговорить - сегодня уже не о чем, и из всех Моцартов он знает в мире только одного великого музыканта - Илью Лагутенко.
- Понятно. Вы пробовали носить на себе их музыку часами? Это чисто физиологическое воздействие. Это как феномен женского влечения к тенору - у них оргазм возникает. Витас, Басков - это все оттуда. Но это чудовищная подмена: от эстетического наслаждения к физиологии. Ритм разрушает слуховой аппарат, и человек более не воспринимает нормальный звук. Что делать? У меня знакомый родил мальчика, я младенцу показываю гитару, беру аккорд, и он сразу: "О-о!" Я говорю приятелю: у тебя мальчонка музыкально одаренный, его надо воспитывать. На колыбельных, на классике. На звуках, которые наилучшим образом воспринимаются детским организмом. Есть Моцарт для младенцев! Включили пацану, и он два часа вообще не издавал звуков. Он играл и слушал, и у него мочки ушей стали красными. Вот что нужно. Нужна национальная программа экологии звука, и это поможет восстановить культуру и нравственность.
- Восстановление нравственности на физиологическом уровне?
- Почему бы и нет! Я с младенчества получил нравственный императив, который мне объясняет, почему "За стеклом" - это плохо.
- Почему?
- Как говорили в фильме "Чужие письма", "Нельзя - и все тут!". Есть вековая система моральных табу - она нас защищает от одичания. В Лондоне вы не увидите "Плейбой" в витрине. Попросите киоскера - он достанет из-под прилавка, но оскорблять прохожих видом обложки он не может. Пусть желающий смотреть, как Макс трахнул Марго, заплатит за это и в кодированном изображении свободно смотрит. Но я не понимаю, почему открытое общественное ТВ навязывает это всему населению. Да, я могу мой долбаный ящик выключить...
- Легко. Я его не включаю неделями и счастлив.
- Но у многих рука не поднимается.

Мы снова в зоне немого кино

- Вам не кажется, что Россия опять в эпохе немого кино - мы просто не знаем, что такое современный фильм? Я смотрел "Мулен Руж" в Канне и потом у нас - первый фильм был восхитителен, второй отвратителен: резок, как в дискотеке.
- У нас не работают мировые стандарты: построили современные залы, но в каждом один и тот же фильм звучит по-разному. В новом шикарном кинотеатре "Пять звезд" левый проектор дает один звук, правый - другой. Но зона самых больших потерь - ТВ: сигнал поступает на ваш районный усилитель, который уничтожает все, что было заложено изначально. В двух соседних домах будет разное качество картинки и звука. Владимир Путин обращается с новогодним посланием - на каждом канале у него другой цвет лица и другой тембр голоса!
- Телевизоры в большинстве уже рассчитаны на прием стереозвука - но ни один наш телеканал к этому не готов.
- Любой житель Европы может посмотреть трансляцию концерта из "Гевандхауза" в стереозвуке. У нас же один из лучших сериалов "Секретные материалы", где весь эффект зависит от Dolby Surround, гонят с плоским звуком - и видим мы лишь его блеклую тень.
- И долго еще мучиться?
- В программе развития ТВ записано, что к 2008 году в России должно появиться стереофоническое цифровое телевидение, и тот канал, который уже теперь озаботился производством программ современного уровня, выиграет борьбу за зрителя - у него будет продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Ведь у нас еще сохранились музыканты мирового уровня и есть что показывать.
- Я любитель классической музыки, но не смотрю по нашему ТВ трансляций классики - это как слушать оперу по телефону.
- Добавьте качество изображения...
-...и телевизионной режиссуры, часто работающей поперек музыки. Но вы назвали дату: 2008 год. Расскажите об этой программе.
- ТВ постепенно перейдет на цифру. Вы же представляете масштаб парка существующих телеприемников! Если сразу перейти на европейский цифровой формат, население окажется без телевидения! Но почему я оптимист? Потому что я видел КВН-49. Я знаю, что за просмотр фильма "Эммануэль" сажали, и помню время, когда по цене видеомагнитофон был сравним с автомобилем. Все это было в моей стране! Тут вопрос только времени.
- Предложение зависит от спроса. А по моим наблюдениям, многие к качеству звука равнодушны - в видеофильмах, к примеру, довольствуются пиратскими копиями, и не столько смотрят картины, сколько получают о них скудную информацию.
- А привыкли к плохому звуку. Господь одарил нас лучшим на свете микрофоном - ушами и лучшим музыкальным инструментом - голосом. Осталось одолеть безграмотность. В современном кино все эмоциональное воздействие строится на звуке! Посмотрите в монофонии "Спасение рядового Райана" - и фильма не станет. Там все решено в звуке такой степени правдоподобия, что ветераны войны узнают знакомые звуки гаубиц.

Нет пророка в своем Отечестве
- Куда делась знаменитая советская школа звукорежиссуры?
- Для нашего звукорежиссера было делом чести полуторку в кадре озвучить мотором полуторки. Я записывал музыку к фильму Элема Климова "Иди и смотри", и нужна была песня "Священная война". Нигде в архивах записи военных лет нет. Она делалась в знаменитой маленькой студии Московского телеграфа, где скученность давала особый эффект - даже акустика была напряжена. И тогда я приехал в тесную казарму ансамбля МВД, записал одним микрофоном и получил то самое качество, которое мы слышали из репродуктора-"тарелки". Приезжаю к Климову, говорю: достал старую фонограмму! Он послушал и разволновался: то самое! Ты где это взял!!
- Но я ведь слышу, как звучат у нас фильмы, особенно телевизионные, - это пещера! И вижу, как уничтожаются фильмы при дубляже. Один режиссер показал мне материал своего фильма. На черновой записи было слышно, что человек стоящий звучит иначе, чем человек лежащий, - возникло звуковое пространство такой реальности, что я не понял, зачем эту роскошь надо еще и переозвучивать.
- А так был снят "Тихий Дон" Герасимова. Говорят, лично Шолохов остановил на время съемок все движение в округе, и в районе Тихого Дона не летали самолеты, не ходили поезда и не шумели тракторы. И фильм шел под плеск Дона. Это был один из принципов Герасимова - снимать синхронно. А вы знаете, что в фильме "Титаник" 40 процентов бюджета отнял звук?!
- Потрясающий звук! До сих пор помню стон гибнущего корабля.
- В Голливуде все просчитывают: озвучание Ди Каприо стоит столько же, сколько весь его съемочный день, и потратиться на качественную систему для синхрона - дешевле. Хотя синхрон - жуткая головная боль! Это Шолохов мог остановить движение, а в Лондоне никто не поймет, если для съемок викторианской эпохи остановят городской траффик.
- В СССР была и неплохая школа дубляжа - она куда испарилась?
- Она была великолепна - помню, как Анни Жирардо плакала от благодарности своей русской коллеге. Были потрясающие мастера - как Николай Александрович, который говорил за Раджа Капура. Была школа укладчиков текста, которые заботились о совпадении артикуляции. А сейчас принцип: меньше вложить - больше получить.
- На ТВ все музыкальные фильмы уничтожаются закадровым бормотанием.
- Иногда мне хочется, чтобы на ТВ вернулся Лапин, резко сократил число каналов и изничтожил в эфире певца, основное достоинство которого - отсутствие зубов. Уже хочется худсоветов. Вы помните, как после V съезда кинематографистов "полочная комиссия" вернула на экран "запрещенные" фильмы - и тут же выяснилось, что многие из них лежали на полке потому, что были художественным браком. Они и должны были там лежать! Что же мы в прятки играем! А дублируют теперь просто: раз смотрят, второй примеряются, третий - пишут. О нюансах перевода лучше не думать: португальский аристократ изъясняется сленгом русских урок. Но "пипл хавает".
- В общем, звуковой апокалипсис. Где же спасение?
- Надо возвращать цивилизованную звуковую среду, освобождать ее от мусора. Профессии нужно возвращать. Возьмите фильмы такого мастера, как Никита Михалков. Он приглашает французских звукорежиссеров - и слушать диалоги в его картинах, по-моему, невозможно. Потому что люди, сидящие за пультом, не знают языка, не чувствуют его дыхания, его запаха. Вот он будет снимать фильм о войне - а французский звукорежиссер не знает, как хлюпает вода в кирзовом сапоге. Это можем сделать только мы!
Валерий Кичин

К началу раздела