English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

МОСКОВСКИЕ БРОДВЕИ
Источник: Известия
Дата: 19 Августа 2002

В Москве бум: российская столица пошла по стопам нью-йоркского Бродвея и лондонского Уэст-Энда. Еще недавно премьера "Метро" была столь рискованной экзотикой, что на афишах слово "мюзикл" стыдливо опускалось - сегодня мюзиклы плодятся со скоростью "Кошек", а их главный зритель - молодежь.

Курица - не птица

Что такое мюзикл?


По Москве бродит экстремистская версия, что мюзикл - это когда только поют, но не говорят. Значит, "Оливер", или "Поющий под дождем" - не мюзиклы. Авторы версии плохо знают предмет.
В Америке все, что не опера, но с музыкой, зовут мюзиклом. Мюзикл - главный национальный жанр, визитная карточка Бродвея и Голливуда. Он синтезирует в себе все, что сверкает, - от оперетты до спорта, от оперы до цирка, от балета до мюзик-холла. В нем красиво любили, фигурно катались и плавали, били чечетку, выстраивали из танцовщиц орнаменты, пели Штрауса и Пуччини. Возникли свои родоначальники, как хореограф Басби Беркли - прародитель клипа, ибо он первым заставил танцевать кинокамеру. Или Джером Роббинс с Робертом Уайзом, которые вывели действие на улицы и первыми сплели мюзикл с драмой. Из мюзиклов пришли к нам практически все "вечнозеленые" американские мелодии - evergreens.

Звезды

Коллега писала, что мюзикл - это когда нет звезд. Все наоборот: мюзикл жанр звездный, он объединил на одной сцене кумиров Бродвея, спортивных чемпионов, цирковых комиков и оперных див. Главные звезды кино США - поющие и танцующие: Фред Астер, Дина Дурбин, Джанет Макдоналд, Джуди Гарленд, Лайза Миннелли, Бинг Кросби, Марио Ланца, Фрэнк Синатра, Мэрилин Монро, Джин Келли, Одри Хэпберн, Джули Эндрюс, Ширли Маклейн, Барбра Стрейзанд... В СССР звезды мюзикла - Леонид Утесов, Любовь Орлова, Сергей Лемешев, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Константин Райкин... Продюсеры московского "Нотр-Дама" поступили грамотно, пригласив на роль Квазимодо Вячеслава Петкуна. Среди звезд новых проектов Филипп Киркоров и Лолита ("Чикаго"), Алексей Кортнев и Дмитрий Певцов ("Иствикские ведьмы").

Эволюция

Сначала упор делался на роскошь музыкально-танцевального шоу, а сюжет был связкой между номерами. Потом родовой чертой жанра стала сильная литературная основа. На язык мюзикла перевели Шекспира и Диккенса, Сервантеса и Шоу, от звезды теперь требовалась универсальность таланта: "Моей прекрасной леди" нет как без диалогов, так и без музыкальных номеров. Но в 60-х возникла рок-опера, ее отцами стали группа The Who ("Томми") и Эндрю Ллойд Уэббер ("Иисус Христос - суперзвезда") - в ней роли сменились партиями. Переносить этот принцип на весь жанр опасно: мы потеряем остроту "Кабаре" и юмор "Хэлло, Долли!". Только сплав драмы с музыкой дарил нам актерские шедевры Одри Хэпберн, Барбры Стрейзанд и Лайзы Миннелли, мюзикл оперного типа в этом смысле стерилен - актер-уникум ему не нужен.

Пионерская линейка Москвы

"МЕТРО"
- первый опыт адаптации зарубежного мюзикла к нашей почве. Достоинства: стал профессиональным тренингом артистов, первой обкаткой большого бюджета и дорогих спецэффектов. Недостатки: серость музыки и вторичность либретто - взят польский оригинал, провалившийся на Бродвее. Отсутствие ярких ролей и актерских работ. Показ: Театр оперетты. Оценка (из 10): 5.
"НОРД-ОСТ" - первый стационарный мюзикл с ежедневным прокатом, первый случай освоения методов западного менеджмента. Достоинства: качественные музыка и либретто, выросшие из отечественной литературы (Каверин) и родного мелоса. Большой эмоциональный диапазон - от эпоса к лирике, от комедии к трагедии. Добротные актерские работы, впечатляющие спецэффекты, органичный патриотизм. Наиболее совершенная в России свето- и звукотехника. Недостатки: таковых не вижу. Показ: Театральный центр на Дубровке. Оценка: 9.
"ГУБЫ" - первый "офф-бродвейский" вариант мюзикла в Москве. Достоинства: добротная литературная основа (Набоков) и хорошая музыка (Журбин), дебют Анастасии Стоцкой. Недостатки: неказистый текст Сергея Проханова, отсутствие обаяния у главного героя (Евгений Герчаков). Показ: Театр Луны. Оценка: 6.
"НОТР-ДАМ" - первый опыт клонирования западного мюзикла. Достоинства: хорошее исполнение ряда ролей (Петкун, Маракулин, Сергей Ли). Соединение в едином зрелище шансон-концерта и спортивного шоу. Недостатки: неровность музыки, слабость либретто. Показ: Театр оперетты. Оценка: 6.

Бизнес-план

Этот жанр относят к числу затратных и одновременно доходных. Постановка бродвейского мюзикла требует 15-50 млн долларов, в случае успеха шоу окупается за полтора-два года и продолжается, пока есть зритель: "Призрак оперы" в Торонто шел 13 лет, "Кошки" в Лондоне - 21 год (дань, которую создание Уэббера собрало со всей планеты, превышает 2 млрд долларов). Рекордсмен - бродвейский мюзикл "The Fantastics" по пьесе Ростана: 42 года непрерывного показа.
Средний бюджет "большого мюзикла" в Москве сегодня - 3-5 млн долларов. Первенец ("Метро") при цене на билеты до 2000 рублей теоретически себя уже окупил. Теоретически - потому что жизнь спектакля продолжается, она требует новых затрат. "Нотр-Дам" обходится зрителям дороже - цена доходит до 3000 рублей. Проблема окупаемости усложнена отсутствием ежедневного проката.
"Норд-Ост" идет в зале на 1165 мест, за 10 месяцев его посмотрело около 310 тысяч зрителей при цене билета от 300 до 1000 рублей. В новом сезоне цены обещают немного повысить, но внедрить и более гибкую политику скидок. По бизнес-плану второй год показа должен полностью окупить постановочные расходы.
Преобладающая аудитория всех московских мюзиклов - молодежь.


Съедят ли аборигены капитана Кука?

Лучшее, что есть сегодня в московских мюзиклах, - роль Николая Татаринова в "Норд-Осте", сыгранная актером Таганки Юрием МАЗИХИНЫМ. Роль нетипичная для жанра - она многомерна, в ней традиции русской сцены не просто удачно соединились с требованиями мюзикла, но и внесли в развлекательный жанр несвойственную ему глубину.
- "Норд-Ост" идет ежевечерне почти год, и это первый случай, когда актер, привыкший к репертуарному театру, работает в таком режиме. Не бывает у вас состояния: ох, опять нужно идти играть то же самое, ну не могу больше?!
- Бывает! Надо перед спектаклем сесть вот так, сложить ручки и постараться поймать энергию из космоса.
- А разве сам спектакль, на который зрители ходят по многу раз - энергетически подпитаться, не заряжает артистов?
- Конечно, есть азарт. Особенно когда спектакль, что называется, пошел и между сценой и залом возникает некая вольтова дуга.
- А как появляется это мистическое чувство: спектакль пошел?
- Актер без энергетики в мюзикле - нонсенс. Но важно не перебрать: спектакль сбалансирован, тащить на себя одеяло - гибель. Все зависит от актерской команды, а она у нас сильная, с ней интересно работать.
- Были случаи, когда спектакль заваливался?
- Он не может завалиться - технология! Предусмотрено все - от гвоздя до актера. Там может быть средний актер или гениальный - спектакль будет смотреться хорошо. Потому что его форма ясна и просчитана вплоть до моментов, когда зритель должен аплодировать.
- Это и есть ноу-хау западного мюзикла? Ведь в нашем театре все сильно зависит от сиюминутного состояния актера.
- Конечно. В этом новизна жанра. И в этом смысле "Норд-Ост" - первый проект такого рода в России.
- Но "Метро" и "Нотр-Дам" использовали те же технологии.
- Я бы не сказал. Их показывают в очередь с опереттой. А новые технологии требуют стационара, как в "Норд-Осте". И другого звука. В Париже "Нотр-Дам" идет на стадионе, и огромные шишки микрофонов с многометрового расстояния не видны - а в театре они лезут в глаза. На стадионе не нужен пространственный звук - его нет и в Театре оперетты. А у нас звук идет именно из той точки, где находится актер.
- Если технологии сами тащат спектакль, то не возникает соблазна играть "на автомате"?
- А здесь уже противоядием служит наша школа: у нас так воспитывают актера, что он все равно постарается сегодня играть не как вчера. Он выходит точно так же - но словно в первый раз.
- Вы воспитанник Свердловской музкомедии и Таганки. Как пригодились эти школы в "Норд-Осте"?
- Свердловский театр - отличная школа, там актер владеет всем спектром вокального и драматического искусства. И там развита культура мюзикла: спектакли Владимира Акимовича Курочкина "Рыцарь Синяя Борода" и "Свадьба с генералом" - классика жанра.
- А на Таганке вы давно?
- Два сезона. Приняли меня очень здорово. Первой ролью стал Ленский в "Евгении Онегине". Играл и Бога в "Добром человеке из Сезуана".
- Когда я говорил с авторами "Нотр-Дама", меня не покидало чувство, что они чувствуют себя как капитан Кук у аборигенов и учат нас театру. Это было смешно: они умеют делать шоу, а театр делать умеют как раз в России.
- Поэтому истина - в объединении традиций. Западный мюзикл обогатит нас новым умением, а русский театр даст ему новую глубину. Этот жанр вообще по природе - сплав. В "Нотр-Даме" есть отличные актеры, они хорошо чувствуют и нашу традицию, и законы жанра.
- Я четыре раза смотрел "Норд-Ост" и мог наблюдать за зрителями: они ценят не только зрелище, но и интеллектуальное наполнение.
- В том-то и дело. Российский актер ориентирован не на зрительскую массу, а на человека, способного думать. Он и в мюзикле не будет только "исполнителем". С другой стороны, я видел в Лондоне "Призрак оперы" и понял, что любой актер там готов к тому, чтобы играть Шекспира. Этого универсализма нам пока не хватает.

Родина слонов

Бум мюзикла - продолжение традиции: в советском кино мюзикл был любимейшим жанром. Только называли его иначе: музыкальная комедия.
Первопроходцем был Григорий Александров: импортировал из Америки увлекший его жанр. Но творческие индивидуальности его соавторов - в первую очередь Дунаевского - были слишком самостоятельны, чтобы подражать: "Веселые ребята" были в доску наши. Последующие картины Александрова еще более органично соединили русскую ментальность и опыт Голливуда - прежде всего Басби Беркли. Его звезда Любовь Орлова выдержит сравнение с любой из голливудских див. Менее удачны опыты Ивана Пырьева - они декларативны, актеры не обладали универсальностью, а режиссер - необходимой школой: кадр непластичен, хореографии нет вовсе.
В 60-х на экраны СССР вышло несколько западных мюзиклов - "Оливер!", "Смешная девчонка", "Моя прекрасная леди"; они дали толчок фантазии наших режиссеров, возникла серия подражаний, самые удачные - "Мелодии Верийского квартала" Георгия Шенгелая и "Небесные ласточки" Леонида Квинихидзе.
Целым направлением музыкального кино стали фильмы Марка Захарова, созданные вместе с драматургом Григорием Гориным и композитором Геннадием Гладковым. После Александрова никто у нас не обладал таким совершенным чувством жанра как сплава драмы, комедии, музыкальных стихий, пластики и танца. И уж точно нет равных Захарову в умении соткать атмосферу - поэтичную и светлую, но с оттенком философической горечи. В этих фильмах почти нет "номеров", но они чудесным образом ощущаются как музыкальные - возник симбиоз театра и кино, который надо признать уникальным и фирменно "захаровским".
В нашем театре и.о. мюзикла была оперетта. Дунаевский и здесь дал высшие образцы жанра: "Вольный ветер" и "Белая акация" обладают развитой музыкальной драматургией, какой не знали тогда мюзиклы Запада. В 60-х композитор Колкер и режиссер Воробьев предприняли успешную попытку мюзикла на материале русской драматургии - "Свадьба Кречинского" стала событием, но не имела продолжения в Ленинграде. Зато выросла своя школа мюзикла в Свердловске: Владимир Курочкин в Театре музыкальной комедии ставил спектакли роскошные и пластичные, где хореография пронизывала все действие, а актеры демонстрировали разнохарактерные таланты; здесь посягнули не только на итальянского "Черного дракона" и бродвейскую "Хелло, Долли!", но и на чеховскую "Свадьбу с генералом".
Близки мюзиклу эксперименты Марка Захарова в московском Ленкоме: "Тиль", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона" и "Авось" проложили путь русской рок-опере. "Юнона" выдерживает сравнение с любым западным мюзиклом, и в художественном отношении до этой вершины пока не поднялся ни один из новых московских проектов.
Катаклизмы 90-х катастрофически сказались на жанре. Возникла пауза, которая теперь взорвалась новым бумом. В музыкальный театр стали вкладывать деньги, и эти деньги даже стали возвращаться...

Мнения экспертов

Александр ЖУРБИН:

- Я посмотрел "Норд-Ост" и еще раз убедился: Москва на пороге того, чтобы войти в число столиц мюзикла. Это спектакль мирового уровня. Он напомнил мне "Рэгтайм" по роману Доктороу. Оба спектакля относятся к типу "эпического мюзикла", оба охватывают жизнь нескольких поколений, в обоих - большой диапазон стилистических пластов. Сейчас в Москве есть все предпосылки для нового расцвета музыкального театра. Если так пойдет дальше, то мюзиклы впервые в истории будут из России экспортироваться на Запад.

Алексей РЫБНИКОВ:
- У нас катастрофически мало музыкальных театров и еще меньше сцен, приспособленных для музыкального спектакля. Так что появление новых площадок - событие. В "Метро" есть потрясающая энергия, идущая со сцены, есть профессиональная режиссура и многие атрибуты мюзикла. Но мне там не хватило мелодий, способных стать хитами. В "Норд-Осте" класс постановки на замечательном уровне, и этот спектакль кажется мне серьезным шагом вперед. Я ушел с очень хорошим ощущением в душе, что бывает не часто.

Дмитрий БЕРТМАН:
- Мюзикл чаще всего основан на классике и говорит в легком жанре о серьезных вещах. Кроме того, для мюзикла обязательно присутствие шлягера, который становится популярным. Пока на московской сцене такого шлягера, по-моему, нет. Но то, что идут эксперименты, очень здорово. Хотя выбор мюзиклов для импорта мне не кажется удачным - я видел "Нотр-Дам" в Париже, он мне уже и там не понравился.

Как это делают в Париже

Есть, конечно, опыты мюзикла в разных странах, но безраздельно царит англо-американский. Это изобретение Бродвея и Уэст-Энда: там мощь эстрадной индустрии, там хватает денег и на баснословные костюмы, и на падающие люстры, и на первых звезд планеты.
Теперь в атаку пошли французы. Музыкальное кино наподобие "Шербурских зонтиков" там делали и раньше, но это были скорее меланхолические шансон-оперы, чем мюзикл с его энергетикой. К концу 90-х аллергия на все американское достигла во Франции апогея, и как "наш ответ Чемберлену" возникла рок-опера Люка Пламондона "Стармания". Зрители встретили премьеру с энтузиазмом патриотов.
Сегодня парижская сцена цветет уже целой клумбой музыкальных спектаклей. Из недорогих образцов - "Али-Баба" (1999). Патрис Абулкер написал музыку под сильным влиянием Уэббера и Голта Макдермота - не случайно один из номеров называется "Я рожден на Бродвее": полубезумный андрогин подражает Джули Эндрюс в "Викторе/Виктории". Декорации непритязательны, спецэффектов нет, ставка - на трогательную юность исполнителей: Себастьяну Лорке (Али-Баба) 23 года, Соне Ласен (его возлюбленная Жасмина) - 18.
Затем возник шикарный "Нотр-Дам". Уже из рассказа Люка Пламондона автору этих строк ясно, что цельной вещи здесь получиться не могло: "Однажды Ричард Кочанте говорит: у меня тут музыка есть, но для песен не годится - куда бы ее пристроить? Он писал ее для фильма о Марии Каллас, который хотел снимать Дзеффирелли. Кино не состоялось, и мелодии остались бесхозными. Они потом стали песней "Belle" и финальным номером "Пой мне, Эсмеральда"... Эти мелодии и оказались шлягерами "Нотр-Дама" - айсбергами в потоке довольно монотонной музыки. Нет и драматургии - есть номера-иллюстрации.
"Нотр-Дам" сменили еще более масштабные "Ромео и Джульетта", и повторились все те же приемы: на сцене клубилось световое марево, облаченные в модный латекс фигуры красиво двигались и пели безликие мелодии; блистали мастерством акробаты и жонглеры - французский мюзикл быстро обрастал штампами.
Эти шоу идут в многотысячных залах-стадионах на колоссальных сценах с многоярусными уровнями и циклопической световой машинерией, где огромность пространства рождает свою эстетику. Неизменная плаксивость интонаций, свойственная французскому мюзиклу, лишает его энергии, которой славен его англо-американский собрат; в нем нет юмора и характеров, он не требует серьезных актерских дарований.
Мюзикл Франции еще в пути. Уже есть амбиции создать национальный тип зрелища, есть и постановочные ресурсы для него - нет только авторов, достаточно сильных, чтобы яркость и пышность спектакля наполнить драйвом и смыслом.

Московские проекты

"Иствикские ведьмы"
(Музыка Дана Роу. Постановка Януша Юзефовича. Премьера в помещении Театра-студии киноактера, ноябрь.)
Януш Юзефович известен москвичам по "Метро", сюжет - по фильму с Николсоном и роману Апдайка. Премьера "Ведьм" состоялась в Лондоне в 2000 году, выдержала 504 представления. На подходе премьера в Барселоне, где роль Ван Хорна сыграет Антонио Бандерас. У нас в состязание с Джеком Николсоном вступят Дмитрий Певцов и Алексей Кортнев. В лондонской версии ведьмы демонстрировали чудеса виртуального пилотажа над головами зрителей. Что нас ждет в московском спектакле - тайна. Принимать его приедет Камерон Макинтош, создатель "Отверженных", "Призрака оперы" и "Кошек".

"Щелкунчик"
(Аранжированная музыка Чайковского. Режиссер Андрей Могучий, хореограф Татьяна Баганова. Премьера в зале цирка на проспекте Вернадского, октябрь.)
Самый необычный из проектов: художник Александр Шишкин обещает освоить пространство цирка, где нет "четвертой стены", зато есть невиданные возможности для зрелища. Живой оркестр, вокал, кордебалет, цирк, спецэффекты. Щелкунчику 20 лет, Маше - 16.
"42-я улица"
(Музыка Харри Уоррена. Постановка Ренди Скиннера и Марка Брамбла. Премьера в МДМ, октябрь.)
Стартовый спектакль проекта "Москва - Бродвей", смысл которого - показ в России знаменитейших американских мюзиклов в оригинале. Сюжет фильма 1933 года, сценическая версия 2001-го, премия Tony. Играют звезды Бродвея, в их числе легендарная Мередит Паттерсон в роли Пегги Сойер. Первый случай, когда зарубежная труппа будет играть в Москве целый сезон. Дислокация - переоборудованный зал Московского дома молодежи на 2 тысячи мест.

"Чикаго"
(Музыка Джона Кандера. Премьера в Театре эстрады, октябрь.)
Джона Кандера, как и автора пьесы Фреда Эбба, мы знаем по мюзиклу "Кабаре"; бродвейский спектакль 1975 года поставлен Бобом Фоссом, он выдержал 898 представлений и был столь эротичен, что продюсеры неоднократно требовали его "почистить". Музыка в стиле ретро имитирует стиль 20-х. Шоу ставилось в Лондоне (там играла Уте Лемпер, получившая за роль премию Лоуренса Оливье), Вене, Мельбурне и Ванкувере. Московский продюсер и исполнитель главной роли - Филипп Киркоров. Что для поп-звезды театральный проект: серьезное увлечение или блажь - поматросить и бросить?

К началу раздела