English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Кому он нужен, этот мюзикл
Источник: Русский фокус. Деловой журнал
Дата: 22 Апреля 2002

ЮРИЙ ПУЩАЕВ
Сумеет ли Москва достойно встретить нашествие мюзиклов?
Театральную Москву настигла новая мода — на мюзиклы. Сегодня в столице их идет пока два — "Норд-Ост" и "Дракула". Но пример музыкальной саги с бомбардировщиком в главной роли оказался заразительным. Когда контуженная агрессивной рекламной кампанией публика дружно двинулась на отечественный мюзикл, театрально-музыкальные продюсеры поняли, что и у нас можно попытаться работать по бродвейским технологиям. И тоже двинули в направлении "Норд-Ост". Попытка, как давно известно, не пытка. Однако есть одно существенное условие, при котором бродвейские технологии могут оказаться успешными, а сам мюзикл — спокойно существовать как коммерческий театр, не опирающийся на помощь спонсоров или властей. И оно как назло в российской столице как раз и отсутствует — в нужном масштабе.

Качественными зрелищами не самый бедный на свете город Москва до сих пор небогат. Поэтому приход нового жанра, красочного и яркого, можно только приветствовать. Пусть и у нас все будет "как у людей" — хотя бы немножко. На Бродвее сегодня идет одновременно около 30 мюзиклов. Еще почти столько же музыкальных спектаклей можно посмотреть и на театральных площадках Нью-Йорка вне Бродвея (off-Broadway). Для производства качественного шоу необходимы серьезные финансовые затраты. Мюзикл — удовольствие более дорогое, чем любая театральная постановка. Для его постановки требуется целый оркестр, который каждый вечер играет вживую. Дорого обходятся специальные системы звука и сценография. Кроме того, на сцене присутствуют хор и балет — порой до 50 актеров, которые поют и танцуют одновременно.

Что-то будет

Как сказал "Фокусу" коммерческий директор продюсерской компании "Линк" Дмитрий Богачев, стартовый бюджет "Норд-Оста" составил порядка $3,5 млн. К концу апреля "Норд-Ост" сыграли 200 раз. Средняя заполняемость зала на 1165 мест, по словам Богачева, была около 90%. Таким образом, за шесть месяцев "Норд-Ост" посмотрели около 200 000 зрителей.
Как бы вы ни относились к самому мюзиклу (на наш взгляд, самое интересное в "Норд-Осте", написанном по мотивам романа "Два капитана", — сюжет, придуманный писателем Вениамином Кавериным 60 лет назад), нельзя не признать, что "норд-остовцы" совершили настоящий прорыв на музыкальном российском рынке. До осуществления их проекта мало кто верил, что какой-нибудь спектакль может идти в столице достаточно долго в ежедневном режиме. Своей "предшественницей" продюсеры Георгий Васильев и Алексей Иващенко считают знаменитую рок-оперу "Юнона и Авось", которую за 20 лет сыграли около 800 раз. Другой наиболее близкий отечественный аналог — это, как ни странно, цирк, где ежевечерне одно и то же представление собирает широкую и благодарную аудиторию.
У компании "Линк" мгновенно появились последователи. Сейчас уже идет мюзикл "Дракула", поставленный совместными словацко-российскими силами. Часть денег на покрытие бюджета в $2,5 млн выделила словацкая сторона. Спонсорскую поддержку проекту на музыку композитора Карела Свободы, который писал песни для соловья чешского застоя певца Карела Готта, оказали и крупные российские компании.
21 мая состоится премьерный показ знаменитого французского мюзикла "Нотр дам де Пари", которым занимается продюсерская группа Metro Entertainment, ранее поставившая мюзикл "Метро" в московском Театре оперетты. Продюсер Александр Вайнштейн сказал "Фокусу": "Мы были первыми в том, что представили мюзикл такого серьезного уровня в Москве, а продюсеры "Норд-Оста" стали первыми в том, что их спектакль играется каждый день. Это на самом деле очень разогрело рынок, мы это чувствуем по продажам билетов на "Нотр дам де Пари". Уже за два месяца до премьеры началась очень серьезная продажа. Публика активно реагирует на слово "мюзикл".
Кроме того, Metro Entertainment сейчас активно работает над постановкой оригинальной российской версии не менее знаменитого мюзикла "Ромео и Джульетта" и планирует его вывести на рынок к весне следующего года. "Нотр дам де Пари" не будет идти ежедневно, как не шло ежедневно и "Метро". Вайнштейн говорит: "На Западе мюзиклы играют каждый день потому, что из них делают чистый бизнес. Когда играешь каждый день, естественно, что прибыль больше. Мы же никогда не ставили себе целью делать это чистым бизнесом. У нас творческая составляющая, как это, может быть, наивно и недостоверно бы ни звучало, превалирует над бизнес-задачей".
Никак не могли остаться в стороне от новой, "мюзикальной" тенденции и главные персонажи отечественной эстрады. Компания Philipp Kirkorov Production при активном содействии Аллы Борисовны в октябре этого года выпустит русскую версию знаменитого бродвейского мюзикла "Чикаго". Одну из главных ролей в спектакле исполнит, естественно, Кристина Орбакайте. Весть об этом неожиданном событии взбудоражила музыкальную общественность. Ведь певцу и продюсеру самого себя Филиппу Киркорову уже дважды вручали премию "Серебряная калоша" в номинации "Самый независимый продюсер, от которого ничего не зависит". Видимо, пришло время ломать сложившиеся стереотипы.
И самое неожиданное известие. Недавно на музыкальном рынке появилась информация, что "Продюсерский центр МСК" (Музыка. Совершенство. Красота), который занимается промоушном Николая Баскова, купил права на знаменитый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера "Призрак оперы". Правда, в самом продюсерском центре на неоднократный вопрос "Фокуса", соответствует ли эта информация действительности, столь же неоднократно просили перезвонить через неделю и играли в игру "да" и "нет" не говорите". Басков в роли Призрака оперы - это, конечно, очень символично. Смущает лишь одно. Роль Призрака такова, что этот отрицательный персонаж по причине своего абсолютного уродства все время по ходу действия находится в маске. Баскову же прятать свое лицо за маской не с руки. Он лицом работает. Так что вопрос кто он, российский Призрак оперы, остается пока открытым.
"Креcтный отец" жанра "отечественный мюзикл" композитор Александр Журбин считает, что "сама по себе бизнес-модель "Норд-Оста" - правильная, опробованная во многих странах". "Весь вопрос в том, окупает ли она себя, - сказал он "Фокусу". - В таких проектах более 30% бюджета уходит только на рекламу. Это одна из основных статей расходов". Журбин считает рекламную стратегию "Норд-Оста" даже недостаточно агрессивной. Ведь они, в отличие от Запада, не используют телевизионную рекламу. Кроме того "норд-остовцы" не выпустили вовремя компакт-диск с записью мюзикла. А ведь это колоссальным промоушн-материал. В первый же день выхода мюзикла в Америке продают огромное количество CD. Люди слушают, и у них появляется желание увидеть мюзикл на сцене, увидеть его своими глазами. Правда, Дмитрий Богаев заявил "Фокусу", что в компании "Линк" на сегодняшний день считают телерекламу пока неэффективной в плане соотношения "затраты — результат".
Александр Вайнштейн считает: "Мы сейчас находимся в той поворотной точке, которая определит, состоится этот жанр в России или нет. Если мы, продюсеры и артисты, не подкрепим наметившуюся тенденцию качеством продукта и будут 2—3 неудачных эксперимента, то зритель может от мюзикла отвернуться так же легко, как и повернулся к нему. На первый план корпоративного подхода июней, которые профессионально занимаются июзиклами, должен выйти вопрос качества продукта, а не периодичность игры, раскрученность компании и т. д. Все это должно быть. но как сопутствующий момент, если под этим что-то есть".

При наличии отсутствия

Фундаментальное отличие мюзмкяа, сделанного по бродвейской системе, заключается в том, что это единый механизм, в котором все должны работать как винтики одной машины. Есть лишь одна "тотальная" идея, и все работает только на нее, от гардероба до магазинчика с сопутствующими товарами-сувенирами. Ежедневный мюзикл выматывает артистов. Очень тяжело на протяжении чуть ли не нескольких лет ежевечерне выходить на сцену и играть одну и ту же роль. А не будешь играть каждый день — не окупишь затраты и не заработаешь.
При этом надо найти массового состоятельного зрителя, ведь цены на билеты по рос сийским меркам немалые. Средняя цена билета на "Норд-Ост" $15—20. Самые дорогие билеты на "Собор парижской богоматери" стоят 2000 руб. Здесь мы подошли к критическому пункту. Мировой опыт показывает, что аудиторией, на которую рассчитан ежедневный мюзикл по бродвейской системе, являются преимущественно туристы, которые приехали в столицу развлекаться и тратить деньги. Массовый зритель не пойдет дважды или трижды на один и тот же дорогой спектакль. Приток свежей публики мюзиклу могут обеспечить только туристические потоки. И без них сделать его коммерчески прибыльным невозможно. Есть два города, которые продуцируют оригинальные мюзиклы и в которых они идут в наибольшем количестве, — это Нью-Йорк и Лондон. В бродвейских же музыкальных театрах, как и в залах лондонского West End, туристы составляют до 65—70% аудитории. Неслучайно, что после 11 сентября, когда поток туристов иссяк, на Уэст-Энде закрылось 17 мюзиклов, некоторые мюзиклы закрылись и на Бродвее. Нет туристов — нет и зрителей.
В продюсерской компании "Линк" это понимают. Как сказал Дмитрий Богачев, они сейчас активно работают с местными туроператорами, чтобы те предлагали своим клиентам и поход на мюзикл, включая его в свой пакет туристических услуг. Для этого в "Линке" даже придумали специальный рекламный слоган для туристов "Утром — Кремль, вечером — "Норд-Ост". При этом продюсеры мюзикла будут считать своей победой, если число туристов составит хотя бы 20—30% от общего числа зрителей. Нью-Йорк в 2001 г. посетило 37 млн иностранных туристов, Москву — 1,7 млн. Разница колоссальная. Москва вообще плохо приспособлена для туризма. В столицу из-за рубежа приезжают в основном бизнесмены по своим бизнес-делам. В столице нашей страны отсутствуют как класс трехзвездочные гостиницы. Рядовой путешественник должен выложить минимум $80—100 за одноместный гостиничный номер. Московское правительство недавно приняло очередную программу по комплексному развитию туризма до 2010 г. Согласно этой программе планируется строительство множества дешевых гостиниц, выработка туристических маршрутов и т. д. Московские власти намерены довести число туристов в первопрестольной до 5 млн ежегодно. Но заметим, что подобная программа уже принималась — в 1996 г. и должна была быть осуществлена до 2005 г. За шесть лет ничего не изменилось. Не факт, что что-то существенно изменится и в дальнейшем.
Правда, есть еще «внутренние» туристы. В Москве ежедневно бывает множество приезжих — российских граждан. Неслучайно "Линк" планирует ближе к лету начать рекламную кампанию "Норд-Оста" в поездах дальнего следования. Но для какого-нибудь гостя Москвы из кавказской глубинки, не имеющего регистрации, если его угораздит пойти на мюзикл на четвертый день своего пребывания в гостеприимной Москве, слоган продюсерской компании "Линк" может получить неожиданное продолжение: утром — Кремль, вечером — "Норд-Ост", ночью — обезьянник в ближайшем отделении милиции.
Впрочем, правительство Москвы понимает — и принимает — свою ответственность за созданные им сложности для нового на нашей эстраде жанра. Ведь все шедшие "мюзи- кальные" проекты получили ощутимую поддержку московских властей. Как сказал "Фокусу" Дмитрий Богачев, "Норд-Осту" как "социальному проекту" (?) были предоставлены очень крупные скидки на рекламу на всех носителях, которые принадлежат московским властям. В сумме эти скидки могут составить сумму около $1,5—2 млн. Щедрая бескорыстная помощь в размещении рекламы была оказана и "Дракуле". Александр Вайнштейн также заявил,что московское правительство и в случае с "Метро", и в случае с "Собором Парижской Богоматери" оказало Театру оперетты поддержку, выразившуюся в переоснащении московского Театра оперетты (звук, свет, механизм сцены).
Так что расцвет мюзикла как собственно коммерческого театра, никоим образом не прибегающего к помощи спонсоров или властей, в Москве под большим вопросом. Сейчас на музыкально-театральном рынке появится массированное предложение. Но вот со спросом могут возникнуть проблемы, и не по вине самих продюсеров и артистов. Шоу может быть сколь угодно качественным, но если не будет туристической публики, чистой коммерции не получится. Неплохой спрос на "Норд-Ост" объясняется тем, что он первый. Другим проектам, если они одновременно выйдут на рынок и их спектакли будут так же играться каждый день, будет гораздо сложнее.

К началу раздела