English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

ДВА КАПИТАНА
Источник: Сегодня (Киев)
Дата: 1 Ноября 2002

Авторы "Норд-Оста" в трагических обстоятельствах остались лидерами и спасали людей "на разных фронтах"

Наталия ХОМЕНКО "Сегодня"

За последние дни много сказано о "Норд-Осте" -- о заложниках, штурме, отравлении газом... Но есть люди, которые потеряли не только здоровье, друзей и близких, а и свое детище. Я говорю о создателях спектакля...

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Авторы музыки и либретто, они же режиссеры-постановщики мюзикла Алексей Иващенко и Георгий Васильев -- популярнейший дуэт в авторской песне. Публика присвоила им краткое имя "Иваси". Удивительные профессионалы (как в музыке, так и в поэзии), люди с поразительным чувством юмора и мальчишеским максимализмом, который сохранялся в них при любых жизненных обстоятельствах... По крайней мере, так было еще десять дней назад...
Они познакомились в 1980-м и с тех пор неразлучны. Вместе творили в знаменитом Студенческом театре МГУ, оба по образованию географы, только Алексей Игоревич -- специалист по физической географии (т.е. турист-романтик и дивный лирик), а Георгий Леонардович -- по экономической (человек с золотой головой). Последствия последовали: А.И окончил ВГИК, снялся в нескольких фильмах и озвучил все, что только подлежит озвучанию -- от мультичных Дональда Дака и Джинна в "Аладдине" до Брюса Уиллиса в "Пятом элементе"; пел в мюзикле Алексея Рыбникова "Литургия оглашенных"... Георгий Леонардович успел поработать даже председателем Октябрьского райисполкома Москвы, потом ушел в бизнес и создал первую в России компанию, производящую сотовые телефоны. Назвал ее "Гудвин".
Потом они придумали проект "Песни нашего века". Собрали товарищей по цеху авторской песни и записали с ними хором лучшие образцы жанра. А потом они дали себе зарок: "Не сочинять и не концертировать до тех пор, пока не выпустим мюзикл "Норд-Ост". Этот спектакль сейчас дело нашей жизни", -- говорил Гоша Васильев. Они "заболели" жанром мюзикла, ездили в Англию учиться к знаменитому Камерону Макинтошу. Хотели купить для ежедневного показа в Москве один из западных мюзиклов, но тут в России случился дефолт, и от этой идеи пришлось отказаться. И вот тогда возникла, казалось, немыслимая идея: найти отечественный сюжет и создать совершенно самостоятельный спектакль на уровне мировых аналогов. И они сделали это! Сюжетом стал роман Каверина "Два капитана" -- книжка, любимая с детства. Взяли в аренду и перестроили ДК "Подшипник", "напичкали" его чудесами техники и вдохнули в него жизнь. 19 октября 2001 состоялась премьера.
100-летие Вениамина Каверина в апреле 2002 команда "Норд-Оста" отметила полетом на Северный полюс. Мы встретились в Москве в день их возвращения. Алексей Иващенко просто захлебывался от впечатлений: "С этой точкой связано столько трагедий, столько событий, столько людских судеб! Ведь люди шли к Полюсу, как писал Каверин, "сплевывая зубы вместе с кровью", теряя свои корабли, теряя товарищей, здоровье, жизнь..." Увы, теперь нечто подобное можно сказать о "Норд-Осте".

ВТОРОЙ АКТ

23 октября 2002 года. Шел второй акт 324-го предсталения "Норд-Ост".
"Мы с Алексеем Иващенко работали в студии звукозаписи на третьем этаже, когда прибежал наш менеджер сцены и сообщил, что в зале стреляют, -- рассказывает Георгий Васильев. -- И первая реакция, естественно, броситься туда, узнать, в чем дело, чем-то помочь. Как это так -- в театре стреляют! Сбежал на первый этаж и обнаружил там нашего пожарника, который кричал на непонятных людей в черном: "Бросьте нас пугать, я же вижу, что это пиропатроны, я по запаху слышу!" Но когда ударили первые пули, мы поняли, что дело серьезное. И тогда я бросился в зал. Все решали секунды. К счастью, я успел. Если бы не успел, меня расстреляли бы или вытеснили за пределы помещения. В зале все уже сидели смирно, зрители были окружены цепью людей в черном. Мне ничего не оставалось, как сесть с краю и попытаться влиться в ситуацию. И войти в контакт с террористами. Это оказалось довольно просто, потому что я очень быстро им потребовался. Ведь это здание -- сложная конструкция и таит много опасностей для людей, не знакомых с театральной техникой и не умеющих с ней обращаться. Естественно, проблемы начались почти сразу же. Вдруг обнаружилось, что из тех больших тяжелых штук, которыми они забаррикадировали двери сцены, повалил густой дым. А это были машины для сценического дыма. Террористы были вынуждены обратиться в зал: кто, мол, тут знает, что с этим делать? К счастью, я был, я знал, и вообще мне кажется: мое присутствие помогло избежать многих опасностей.
Я пытался все время расширять сферу влияния. И уже следующий эпизод показал, что из них можно было вытягивать какие-то уступки. Начали дымиться и гореть светофильтры. Световой компьютер завис в режиме ожидания, а фильтры не рассчитаны на такое долгое воздействие мощных ламп. Пошел запах горелого, люди перепугались. Террористы сначала храбрились, но я им описал, как это страшно, когда горит театр, и что они даже не успеют выдвинуть свои политические требования и погибнут бессмысленно вместе со всеми за несколько минут. Под таким прессингом удалось выбить из них рации, у меня появилась связь с нашими людьми внутри театра, я даже смог на некоторое время связаться с людьми, находившимися вне здания. О таких эпизодах можно рассказывать бесконечно -- все трое суток состояли из них. Я все время был в каком-то деле, в какой-то многоходовой шахматной игре, которая лично мне очень помогла...
А потом я обнаружил, что они играют в футбол нашим знаменитым арбузом: вы помните, в спектакле с ним ходит узбек. Я у них этот арбуз выхватил: "Вы что, это реквизит!" И положил арбуз в сторонке. Тут они ощетинились: "Ты кто такой, чтоб нам приказывать?!"
Артисты находились в зале вместе со всеми. К счастью, девочки наши успели выскочить из здания, им очень помог Иващенко: он забаррикадировал дверь, ведущую в гримерки, и большинство артистов, не занятых в начале второго акта, сумели спуститься из окон на связанных костюмах. (Сам Алексей Иващенко тоже сумел сбежать, при спуске сломал ногу но спасся. -- Н.Х.)
Был момент, когда в зале начался пожар... Террористов было слишком мало, они мало знали о здании, поэтому старались всех удерживать внутри зала. Человек 200--250 на балконе и человек 600 в партере. И если участь людей на балконе была легче -- там поблизости были туалеты, то из партера они категорически никого не выпускали. Они стали настаивать, чтобы в качестве туалетов использовать оркестровую яму. Для меня сама эта мысль была невыносимой... Я предлагал снять часть планшета сцены и сделать две выгородки для мужского и женского туалетов. Там есть люки, через которые нечистоты могли бы уходить вниз на трехметровую глубину. Но они отказались. И пришлось всем, мужчинам и женщинам, использовать оркестровую яму, дальнейшее вы можете себе представить. Террористы и в яму пускали не всех и не всегда. Разворачивались душераздирающие сцены, когда сидела девочка и умоляющим взглядом смотрела на эту вонючую яму, потом косилась на чеченку, которая была неумолима: "Сиди, терпи, я же сижу!" А девочка умоляла: я двое суток не была в туалете, пустите меня... Не дай Бог кому это пережить.
И вот на второй день там загорелось. Мы не могли полностью выключить свет в яме, и в качестве подсветки использовали лампы на оркестровых пультах. Удлинитель одного из пультов закоротило. Огонь перекинулся на провода, с проводов на листы нотной партитуры, начался пожар. Слава Богу, начальник осветительного цеха Саша Федякин притащил огнетушитель, и мы с ним заглушили огонь...
В партере наши актеры держались молодцами, пытались ободрить зрителей: "Смотрите, не потеряйте билеты, когда мы отсюда выйдем. Мы вам обязательно доиграем спектакль!"
...Из 76 сотрудников "Норд-Оста", находившихся в зале, погибли 18 человек! Из 32 музыкантов оркестра погибли 8! Поймите, все было ужасно, но все были готовы идти на новые испытания, только бы уменьшить количество смертей".
P.S. Георгия Леонардовича "откачали" после действия газа "всего" через 10 часов. Знающие люди утверждают, что его присутствие в зале наверняка спасло жизнь многим людям...


"НОРД-ОСТ" УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ "НОРД-ОСТ"?

По статистике, "Норд-Ост" успели посмотреть 352 тысячи 332 человека. Теперь его хотят восстановить. "Его надо продолжать играть, может быть, вопреки здравому смыслу", -- заявил министр культуры РФ Сергей Швыдкой. Во вторник "Норд-Ост" объявил себя банкротом. Георгий Васильев (генеральный директор) объявил, что вынужден был отпустить команду "Норд-Ост", 200 человек, в бессрочный отпуск без сохранения содержания. Правда, теперь их обещают поставить на учет на биржу труда и платить пособие... Тем временем минкульт нашел 3 млн. рублей на то, чтобы помочь "Норд-Осту", а московская мэрия начала работы по восстановлению здания на Дубровке. Васильев говорит, что для них это был бы самый психологически тяжелый вариант. Он выступает за восстановление мюзикла в "передвижной" версии -- в отличие от старой, принципиально стационарной. В таком виде "Норд-Ост" можно будет возить на гастроли. Но это пока лишь идея. А вот исполнительный директор Александр Цекало другого мнения: "Я не хочу, чтобы наш дом превратился в мемориал, мимо которого люди будут ходить и скорбеть. Я хочу, чтобы он стал гордостью Москвы, которая бы доказывала, что нас никто не может растоптать. Мне кажется, что пройдет время, и у Георгия Васильева появится гражданская злость -- появится желание играть спектакль именно на этой сцене вновь и вновь".

ЮБИЛЕЙНЫМ КОНЦЕРТАМ -- БЫТЬ

И все же руководство мюзикла не хочет отменять юбилейные концерты "Мировые мюзиклы в гостях у "Норд-Оста" 9--10 ноября в ГЦКЗ "Россия". Ведь это возможность показать, что "Норд-Ост" жив. Правда, форма этих концертов будет изменена, авторы мюзикла откажутся от веселых декораций и костюмов, которые были изготовлены для концерта.

А ЧТО У НАС?

В первый день трагедии один из украинских милицейских начальников прокомментировал: а у нас, мол, все очень надежно, "перед проведением любого более-менее крупного мероприятия обязательно обследуются все помещения..." Как вам сказать... Если на концерт или спектакль должны приехать высокопоставленные гости, такие проверки действительно проводятся. На концертах заграничных (в т.ч. российских) гастролеров хотя бы есть охрана. А репертуарные театры, где ежевечерне собирается примерно столько же зрителей, сколько было в "Норд-Осте"? Ведь там, кроме бабушки-билетерши на дверях, -- никакой охраны. Как вы думаете, сколько вооруженных террористов сможет задержать одна старушка?

К началу раздела