Историческая справка
"Два
капитана" - самое известное произведение Вениамина Александровича
Каверина. Первый том романа был завершен в 1938 году. Начавшаяся Отечественная
война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин был направлен
корреспондентом на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками
и подводниками, Каверин понял, в каком направлении пойдет дальнейшая работа
над романом. В 1944 был опубликован второй том "Двух капитанов".
Реальным прототипом капитана Татаринова был лейтенант Георгий Львович
Брусилов, организовавший в 1912 г. на частные средства экспедицию для
прохода Северным морским путем с запада на восток. Специально построенная
для плавания во льдах паровая шхуна "Св. Анна" (водоизмещение
230 т, длина 146 футов) вышла из Петербурга 28 июля 1912 г. У берегов
полуострова Ямал ее зажало льдами и с этого времени начался непрерывный
ее дрейф на север Карского моря. Экспедиция вынесла две тяжелые зимовки.
Из 14 человек, покинувших судно в апреле 1914 года, только двое добрались
до одного из островов Земли Франца-Иосифа и были сняты судном экспедиции
Г. Я. Седова "Св. Фока". Сохраненный ими судовой журнал содержал
ценнейшие для науки сведения, после изучения которых в 1930 г. экспедицией
на ледокольном пароходе "Г. Седов" была открыта неизвестная
ранее суша в Карском море (остров Визе). Дальнейшая судьба "Св. Анны"
и оставшихся на ней людей до сих пор неизвестна.
Не только подростки, но и взрослые зачитывались историей жизни Сани Григорьева
и его друзей. Роман выдержал множество переизданий. Наиболее удачными
экранизациями стали фильмы "Два капитана" 1955 года (Ленфильм)
и 1976 года (режиссер Карелов).
|