English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Под крылом самолета о чем-то поет
Источник: Ведомости
Дата: 19 Октября 2001

Сегодня - премьера мюзикла "Норд-Ост"
Олег Зинцов
Для Ведомостей

С сегодняшнего дня в помещении Дворца культуры АО "Московский подшипник" начинается прокат первого стационарного российского мюзикла "Норд-Ост". Ежевечерне на сцену ДК будет выезжать бутафорский трамвай, опускаться из-под колосников бутафорский бомбардировщик, озвученный ревом в динамиках Dolby Digital, и выходить азартный и многочисленный коллектив юношей, девушек и детей, изображающих героев романа Вениамина Каверина "Два капитана". Авторы проекта Алексей Иващенко и Георгий Васильев (известный дуэт самодеятельной песни "Иваси") называют свой мюзикл "классическим", имея в виду, что он сделан по традиционным правилам западных шоу. Правила предусматривают постоянную площадку, ежедневные показы и массированную рекламную кампанию. Информационное цунами, предварявшее выход "Норд-Оста", началось как минимум за полгода до премьеры. Факсы и электронные письма с сообщениями об очередных новостях проекта поступали в редакции московских изданий с периодичностью примерно три раза в неделю. За месяц до начала проката был даже устроен "круглый стол" с участием театральных деятелей, обсуждавших что-то вроде "путей развития мюзикла в России". Пафос всех этих мероприятий, естественно, сводился к тому, что "Норд-Ост" - явление уникальное и небывалое. В Москве, правда, уже есть зрелище подобного рода - мюзикл "Метро". Но, во-первых, Театр оперетты не отдал ему свою сцену в круглосуточную аренду, а во-вторых, бюджет "Метро" был, кажется, скромнее.

Еще один рекламный сюжет "Норд-Оста" - осуществление мечты. В соответствии с ним Иващенко и Васильев мечтали сделать настоящий русский мюзикл 20 лет, со времен своих первых любительских постановок в Студенческом театре МГУ. В 90-е гг. Георгий Васильев стал успешным предпринимателем, организовал производство радиотелефонов "Гудвин" и первый в России фьючерсный рынок на Московской товарной бирже, входил в руководство компании "ВымпелКом" (владеющей сетью сотовой связи "Би Лайн") и работал в правительстве Москвы. После чего смог выделить почти $4 млн на любимое дело (по сведениям "Ведомостей", московское правительство предоставило значительные скидки на размещение рекламы мюзикла на улицах города. Впрочем, точный размер рекламного бюджета в офисе "Норд-Оста" назвать затруднились). Иначе говоря, и к этой истории подошел бы каверинский слоган: "Бороться и искать, найти и не сдаваться! " Не считая организационных и рекламных достижений, самый заметный плюс "Норд-Оста" - выбор текста для либретто. Действие романа, напомню, происходит в 1920 - 1940 гг. , а фабула заключается в том, что мальчик Саша Григорьев любит девочку Катю Татаринову, дочь знаменитого капитана, сгинувшего в арктических льдах, и становится летчиком, чтобы найти следы пропавшей много лет назад экспедиции. Тем временем Сашин друг детства, подлец Ромашов, делает бюрократическую карьеру и пытается по-своему добиться Катиной взаимности, но правда и настоящая любовь, понятно, торжествуют, несмотря ни на что. Это, кроме шуток, очень хорошая для мюзикла история. Любовь, дружба и предательство; чувства, пронесенные сквозь годы и испытания: все просто, романтично и патриотично.

Но с выбором сюжета связана и первая проблема "Норд-Оста". "Два капитана" - образец цельной и мощной эстетики, которая в новом мюзикле могла быть отыграна куда интереснее. То есть авторы, конечно, понимают, что соцреализм как стиль требует рефлексии, остраняют пафос иронией и, кажется, ориентируются на советскую музыкальную комедию, но делают это как-то робко, так что выходит не стиль, а КВН, и дальше запева "Широка страна моя родная" дело никак не идет, а зря. Придумай Иващенко и Васильев построить партитуру, к примеру, на узнаваемых музыкальных фрагментах сталинской эпохи, им, быть может, удалось бы решить и главную проблему своего сочинения.

Беда же "Норд-Оста" состоит в том, что в плане музыки это простой набор бравурных либо унылых (в лирических сценах) созвучий плюс один бодрый и фонетически несколько двусмысленный запев "Крыло мое" да неожиданный парафраз мелодии из Jesus Christ Superstar Эндрю Ллойда Уэббера (оправданный тем, что обыграна, если я правильно помню, ария Иуды, с которым у постановщиков, видимо, ассоциируется Ромашов). Зато текст заметно повеселее. "Что я несу? " - поет, например, Саша реплику в сторону в лирическом дуэте с Катей. "Что ты несешь?! " - сокрушенно вторит герою хор.

Как ни странно, мюзикл Иващенко и Васильева выигрывает в чем-то прямо противоположном своей гигантомании, рекламному размаху и техническим аттракционам. При том что самолет приземляется, управляющие сценической машинерией компьютеры работают исправно, а исполнители играют, поют и танцуют в общем и целом нормально, самое ценное в "Норд-Осте" - не профессионализм (коего не хватает) , а, напротив, старательность, азарт и простодушие дилетантов, которыми в Москве по определению являются любые производители театральной продукции а-ля Бродвей. "Классический мюзикл" "Норд-Ост", возможно, и хорош как раз тем, что производит впечатление не революционного театрального ноу-хау, а дорогостоящего курьеза. Вроде куплета "Приходи ко мне, Глафира" в исполнении симфонического оркестра. Или клуба самодеятельной песни в интерьере high-tech.

К началу раздела