English Version
Новости
Билеты
О спектакле
Отзывы
Сюрпризы
как нас найти
Ссылки
Форум



Подписаться на новости

Rambler's Top100
Rambler's Top100


новость дня Аудио, Видео, Фото Цитата
пресс-релизы Архив подшивка Вакансии  

Призрак шхуны
Источник: Ваш Досуг
Дата: 29 Октября 2001

Не стоит терзаться сомнениями: «Норд-Ост» -театральное событие национального масштаба. Событие для зрителя, которому мюзикл припас целый ряд эстетических откровений. Впечатления критика - дело второе; и в данном случае это скорее 50 на 50: на каждый безусловный плюс найдется безусловный минус.

Произведем холодный расчет. Нешуточное драматическое напряжение, целиком забирающее зрительское внимание, и старомодная режиссерская мысль с бедным мизансценированием. Интересная, романтическая, мюзикловая музыка с совершенно не запоминающимися темами. Глубокая литературная основа спектакля и невыносимое графоманское поэтическое варево (запрещено - кино - окно и унитаза - глаза; лишние слоги, которые периодически выпадают из строфы). Талантливая, живая сценография и удушающе невиртуозная, неуклюжая, несовременная хореография. Глубокая укорененность в нравственных проблемах (это же русский мюзикл!) и нескрываемый налет просталинской литературщины: Каверин, автор «Двух капитанов», с чекистской прямотой показывает, кто «враг народа», а кто просто хороший человек. И все же... Вышел милый ностальгический спектакль для взрослых от 35 и их детей не старше 13. Уже мюзикл в своей подаче, но все еще оперетта в форме и содержании.

«Норд-Ост» - действительно чудо техники. Весь вечер публика, привыкшая верить рекламе, ждет, когда на сцену приземлится бомбардировщик. Это случится в самом конце, а до того момента зрителю придется наслаждаться не менее качественными муляжами трамвая и железнодорожного вагона. Садящийся «Ту-2» беспокоит нас скорее эффектом сладкого ожидания, чем спецэффектами. Конечно, падающий самолет - не люстра, падающая в партер в «Призраке Оперы» Уэббера. И всего лишь потому, что у нас это технологическая виртуозность, которой могло бы не быть, а там виртуозность, помноженная на драматизм ситуации. Подождите финала - последний эффект будет посильнее самолета. Планшет сцены, по которому только что ходили и ездили, взрывается огромными кусками нежного голубого льда, и одна из льдин образует корму корабля, ледяную шхуну или, точнее, призрак шхуны «Святая Мария».

Отказавшись от обвинений в расчетливости, следует, напротив, с лучшими чувствами ассоциировать национальный мюзикл «Норд-Ост» и национальную трагедию с атомоходом «Курск». Величие и упадок страны, богатство и бедность империи, процветание и разруха - все чувства, связанные с этими понятиями, сошлись в «Норд-Осте» в точности так же, как в североморской трагедии. В финале мюзикла, когда герои выстраиваются в пеструю фронтальную мизансцену (а-ля ВДНХ), публику сковывает одно монолитное ощущение: у нас была великая страна, и в ней жили сильные герои, которые считали свою жизнь подвигом. У нас была великая промышленность, и мы сумели выжить после серии страшных катастроф, случившихся на нашем веку. Патриотизм «Норд-Оста» бесспорен, очевиден и ненавязчив. Последнее обстоятельство самое важное: «Норд-Осту» удалось сделать то, что не смогли осуществить ни левые политики, ни правые, ни экономисты, ни кинематографисты: сплотить в едином порыве хотя бы полторы тысячи человек.

Павел РУДНЕВ


К началу раздела