Автор: Basil Pro (---.p6.col.ru)
Дата: 20-01-03 02:11
Статья в "Install Pro" достаточно большая и насыщенная спецтерминами, так что приведу из неё фрагмент, относящийся к обсуждаемому вопросу:
"...
Неужели не используется пресловутая "фанера"?
В смысле исполнения все абсолютно честно, фонограмма идет только на спецэффектах. Курьез в том, что отдельные эпизоды сейчас звучат настолько "студийно", что даже были попытки уличить авторов-постановщиков в использовании "фанеры". А все просто, когда актеры играют одно и то же каждый день подряд, качество и синхронность исполнения можно довести до студийного совершенства. Трудно сравнивать премьерные октябрьские спектакли с тем шоу, который видит зритель сегодня, когда количество сыгранных спектаклей превысило 100.
Но, вообще-то, 20 радиомикрофонов на сцене одновременно - ситуация, конечно, экстремальная для звукорежиссера. Наши мудрые западные коллеги, насколько стало ясно из нашего общения, как правило, стараются избегать подобных стрессов. Так, в мюзикле "The Witches of Eastwick" в массовой сцене "живьем" поют, если не ошибаюсь, только четыре солиста, а хор (он же кордебалет) озвучен-таки "фанерой", причем записанной не в студии, а с этой же сцены, с использованием тех же рабочих радиомикрофонов. Я, пожалуй, готов согласиться, что для "правдивости" исполнения в плане зрительского восприятия это не столь существенно, а вот технически значительно облегчает задачу.
Отдельная проблема - размещение собственно миниатюрных микрофонов. С точки зрения акустического соотношения сигнал/шум понятно, что чем ближе ко рту, тем лучше. К сожалению, с эстетической точки зрения это не лучший вариант. Звукорежиссерам ближе первый подход, постановщикам - второй. В итоге микрофоны было решено максимально замаскировать, убрав их подальше. В спектакле есть яркий массовый эпизод с использованием стэпа на лыжах. Собственно лыжами стучат двое солистов, остальные "стэпуют" традиционно, ногами. И при этом все они поют! Вокалисты подзвучиваются микрофонами круговой направленности (как правило, качество звучания миниатюрных круговых микрофонов заметно выше, чем кардиоидных). У вокалистов есть естественный "потолок" громкости. Легко можно представить, насколько сложно добиться разборчивости речи в такой сцене..."
P.S. Статью всё же рекомендую осилить целиком - там очень много интересного про звук в Н-О.
|
|