Автор: Uncle (195.13.227.---)
Дата: 03-06-03 13:51
Рецензия 1
Чёс по имени «Норд-Ост»
Концертная версия «Норд-Оста». Действующие лица те же, а впечатление удручающее.
Мюзиклу «Норд-Ост» не везет. Вот и в Риге тоже... Нет, с точки зрения безопасности, все прошло гладко. Порядок обеспечивали сотрудники фирмы «Ягуар» и их четвероногие помощники. Одного из них - огромную и пушистую среднеазиатскую овчарку - мне к вящей радости даже разрешили погладить. Неудача же заключалась в массе организационных накладок и в полном разочаровании зрителей.
Теракт на Дубровке означал не только национальную трагедию России, но и финансовый крах мюзикла «Норд-Ост». Чтобы стать прибыльным, ему необходимы были три сезона бесперебойной работы, а состоялся только один. Восстановленный через полгода после трагических событий октября 2002-го, «Норд-Ост» оказался убыточным. Продюсеры и авторы мюзикла Георгий Васильев и Алексей Иващенко считают: это из-за прессы, которая смаковала кровавые подробности, культивировала трагический ореол спектакля и не интересовалась его театральной судьбой.
На пресс-конференции после рижского представления (присутствовали два журналиста) Васильев и Иващенко объясняли, в чем секрет работы ежедневного шоу: практически каждый зритель, вышедший из зала, рекомендует его своим знакомым, в результате чего зрительский вал не прекращается. Полугодовая остановка этой «рекламной машины» делает прежний успех невозвратимым...
А что же дальше? С середины следующего сезона продюсеры планируют запустить «мобильный» вариант спектакля. Это будет полноценный мюзикл, со всеми декорациями, даже со знаменитым самолетом на сцене, но с полностью перестроенной - в расчете на гастроли - сценографией. По словам Алексея Иващенко, это означает по сути создание новой версии мюзикла, поскольку старая - от мизансцен до музыкальных аранжировок - была рассчитана исключительно на стационарное существование под крышей театра на Дубровке. Возобновить «Норд-Ост» думают в Питере, а потом приезжать на три-четыре недели на гастроли в крупные города.
Но это все в будущем, а пока... Судя по грустным глазам Иващенко и Васильева, на будущие проекты надо заработать много денег. И еще месяц «Норд-Ост» будут возить по городам и весям (Латвия была второй в этом гастрольном туре) в виде «театрально-концертного представления», каковое увидели зрители 1 июня в Рижском спортивном манеже.
Перенос гастролей из «Сконто» в манеж был первой неудачей мероприятия. Зрители шли на встречу с высоким и прекрасным, а попадали в душное, неуютное, сто лет не ремонтировавшееся помещение. Платили за билеты по 8- 10 латов, а сидели на жестких скамейках без спинок. Да еще поди найди себе место, если 2 тысячи билетов были проданы с разметкой зала «Сконто» (сектор, ряд, место), а планировка манежа совсем другая.
Охрана еле-еле успевала досматривать публику, а билетеры - ее рассаживать. Начало задержалось на полчаса. Когда Алексей Иващенко и Георгий Васильев, открывая концерт, вышли на сцену, у них безбожно барахлили микрофоны... К чести фирмы Showimpex, она официально принесла зрителям свои извинения за причиненные неудобства. Редкий случай, ибо рижские продюсеры извиняться не любят.
Но вот в зале погас свет, и все, что происходило дальше, - на совести московских гостей. Что они показали? Отдельные арии и сцены из мюзикла, соединенные невыносимо дилетантским конферансом. Особенно странно, что выдавали этот дилетантизм авторы и создатели первого в России суперпрофессионального театрального шоу. Получилась адская смесь бродвейского мюзикла и колхозной самодеятельности.
Зрителям не давали возможности погрузиться в атмосферу прославленного мюзикла, в мир его мелодий и образов. Им настырно пересказывали сюжет каверинского романа (сразу вспомнилась цитата из Довлатова: «Будь другом, буквально в двух словах напомни содержание «Войны и мира»...), им с неуместной доверительностью сообщали сведения из личной и творческой жизни артистов. Которые кланялись чаще и дольше, чем пели. Получасовой антракт выдержали не все - многие зрители начали расходиться.
Второе отделение началось с... арий из «Отверженных», «Кошек» и «Призрака оперы». На пресс-конференции (о малочисленности которой - см. выше) выяснилось, что артисты «Норд-Оста» одно время выступали с большой программой «Норд-Ост» и мировые мюзиклы». Так что рижанам довелось услышать аппендикс этой программы. Некоторые номера были исполнены блестяще, но все же в концерте с названием «Норд-Ост. История любви» они выглядели неуместно. Ведущие объясняли публике их появление репликами типа «нам очень нравится эта музыка». В финале зрители беспардонно бросились к выходу, не дожидаясь, пока актеры закончат раскланиваться.
... Теракт на Дубровке был не только трагедией одного мюзикла, но и моментом единения всей нации. В память об этом высоком, очищающем и объединяющем горе рижская публика (да и критика) готова была многое простить артистам, которые мужественно пытаются сохранить жизнь спектаклю. Не мюзикл, а концерт? Ладно. Без декораций? Обойдемся. В «караван-сарае» Спортманежа? Ничего, как-нибудь!
Публика готова была поддержать артистов рублем (латом), аплодисментами, сочувствием. Все, кроме рубля, оказалось не-нужным. Имел место обыкновенный гастрольный чес. Ну а раз артисты занялись чесом и халтурой, значит, раны, нанесенные трагедией, уже затянулись. Значит, и публике не обязательно из вежливости бить в ладоши, можно прямо ломануться к выходу. И театральному критику позволительно не щадить ничьих чувств, а писать как оно было. Так (см. выше) - было.
Газета "Час" 3 июня 2003 года
|
|